Норвежские евреи добиваются внесения изменений в национальный календарь, который игнорирует большинство их праздников
Еврейская община Норвегии заявила, что подаст иск в Верховный суд страны, если соблюдающие евреи не добьются признания большего числа своих праздников в национальном календаре, пишет журналист JTA Кнаан Липшиц.
Действующий закон о национальных праздниках, обновленный в прошлом году, гарантирует всем работникам 12 выходных, многие из которых связаны с христианскими праздниками. В дополнение к этому нехристиане имеют право на оплачиваемый отпуск на два дополнительных дня по своему выбору. В рамках этой системы евреи, мусульмане и представители других признанных религий, работающие в государственном секторе, от государственных служащих до школьных учителей, вынуждены работать в некоторые из своих праздников. В частном секторе этот вопрос стоит менее остро, поскольку частные компании склонны удовлетворять религиозные потребности своих сотрудников.
Верующим евреям запрещено работать в шабат, который приходится на субботу, и примерно в дюжину дополнительных дат в течение года, некоторые из которых обычно приходятся на выходные. В прошлом месяце молодежное движение Либеральной партии Норвегии опубликовало документ с изложением позиции, призывающий к пересмотру действующего закона. Они предлагают предоставить сотрудникам 12 выходных дней по их выбору вместо того, чтобы делать выходными только христианские праздничные дни. Это предложение решило бы проблему, возникшую у некоторых евреев в связи с праздниками, написал Эрвин Кон, бывший лидер Еврейской общины в Осло и попечитель ее правления, в статье, опубликованной ранее в этом месяце на сайте utrop-no. Но у Кона, тем не менее, есть оговорки по поводу этого предложения, потому что важно, чтобы у нас как общества «были общие государственные праздники», — написал он. Вместо этого, продолжил Кон, евреям и другим нехристианам следует предоставить шесть или семь дополнительных выходных, чтобы избежать ситуации, которая «разрешает работодателям заставлять еврейских работников нарушать правила еврейских праздников».
Это проблема, если рассматривать ее в сравнении с «международными правами человека, европейскими правами человека и статьей 16 Конституции Норвегии, которая гарантирует всем людям в Норвегии свободу вероисповедания», – добавил он. «Закон означает, что соблюдающие норвежские евреи должны выбирать, нарушать ли свою религию в Йом-Кипур, Рош а-Шана или Песах», — сказал JTA Кон, жена которого долгое время работает учительницей в государственной школе. Если в закон не будут внесены поправки, еврейская община в Осло подаст иск в Верховный суд Норвегии, возможно, с дополнительными партнерами из разных религиозных групп, на том основании, что закон о национальных праздниках противоречит религиозным свободам, гарантированным конституцией, рассказал Кон корреспонденту JTA.
Текущие дебаты являются одним из нескольких споров между лидерами еврейских общин и властями в преимущественно светских обществах Скандинавии и Северной Европы, где такие обычаи, как обрезание и кошерный убой, подверглись нападкам как варварские. В Соединенных Штатах Раздел VII Закона о гражданских правах 1964 года обязывает организации с 15 или более сотрудниками делать разумные поблажки для работников, желающих отметить религиозный праздник. Законы штатов могут также применяться к работодателям, не подпадающим под действие Раздела VII. Но работодатели могут быть освобождены от ответственности, если они смогут продемонстрировать, что удовлетворение пожеланий работников в этом контексте наносит им серьезный вред.
В ряде европейских стран еврейские праздники признаются таковыми только для работников – евреев. В Норвегии около 1400 евреев, и большинство из них не являются соблюдающими. В целом Норвегия — одна из самых светских стран Европы. В исследовании «Pew Research Center», проведенном в 2018 году, только 51% респондентов идентифицировали себя как христиан, что является вторым самым низким показателем среди 15 отобранных европейских стран (наименее христианами были Нидерланды, всего 43%). По некоторым оценкам, только около 2% населения регулярно посещают церковь.
Обрезание, которое требуется как в иудаизме, так и в исламе, также было проблемой для евреев в Норвегии. Несколько норвежских чиновников, в том числе омбудсмен по правам детей, назвали этот акт жестоким обращением с детьми и потребовали запретить его. Но закон 2015 года, который позволяет немедицинскому персоналу обрезать мальчиков, закрепил право евреев проводить церемонии брит-милы на фоне призывов запретить их, отметил Кон. «Это делает Норвегию светочем среди стран Европы. С другой стороны, у нас все еще действует запрет на шхиту», — заявил Кон, используя еврейское слово для обозначения кошерного убоя. Производство кошерного и халяльного мяса, которое требует умерщвления животных в сознании без предварительного оглушения, также является незаконным в Норвегии. Законы требовали оглушения в Норвегии с 1930-х годов, и считалось, что они были направлены на то, чтобы сделать Норвегию негостеприимной для евреев. «Норвегия — хорошая страна для меньшинств», — заявил Кон, добавив, что норвежские евреи «действительно процветают». Но, добавил он, «есть несколько слепых зон».