Нетаньяху почтил память Маккейна как американского патриота и истинного друга Израиля
Премьер-министр Беньямин Нетаньяху и израильские политики 26 августа почтили память сенатора США Джона Маккейна, после его смерти 25 августа, за его принципиальное лидерство и решительную поддержку еврейского государства.
Маккейн, герой войны и заметная фигура в американской политике, известен тем, что стремился к единству во все более и более разделенной стране, скончался 25 августа после безуспешной борьбы с раком мозга. Ему был 81 год. «Я глубоко опечален кончиной Джона Маккейна, большого американского патриота и большого сторонника Израиля», – написал Нетаньяху на английском языке в воскресенье утром. «Я всегда буду дорожить постоянной дружбой, которую он проявлял к народу Израиля и ко мне лично». «Его поддержка Израиля была непоколебимой», – сказал он. «Это было следствием его веры в демократию и свободу. Государство Израиль чтит память Джона Маккейна».
Президент Реувен Ривлин попрощался с «великим лидером», которого он приветствовал как «защитника своего народа, человека со строгими ценностями и настоящего сторонника Израиля». Министр обороны Авигдор Либерман высоко оценил Маккейна как «американского героя войны» и одного из величайших друзей Израиля. Либерман напомнил, что на недавней встрече с Маккейном сенатор показал ему свою фотографию в плену и сказал ему, что «даже несмотря на мои страдания я никогда не колебался в своей приверженности ценностям свободы и справедливости». Бывший премьер-министр Эхуд Барак сказал, что Маккейн, его давний личный друг, был одним из немногих принципиальных политических лидеров сегодня. «Человек, который находился в непосредственной близости от Белого дома, но никогда не позволял никому сокрушать его дух. Ни во Вьетнаме, ни на пике своей политической карьеры в Вашингтоне». Барак добавил, что Маккейн был «большим другом Израиля, особенно в отношении его безопасности».
Лидер оппозиции Ципи Ливни (Сионистский блок) назвала Маккейна «героем войны, который продолжал бороться в общественной жизни за свои убеждения с ясным и устойчивым голосом до последних дней». «Он любил Израиль и верил в его праведность и всегда поддерживал его безопасность. Израиль должен сильно благодарить его. Я имела честь работать с ним и всегда буду помнить, каким редким человеком он был», – добавила Ливни, которая была министром иностранных дел, когда Маккейн посетил Израиль в 2008 году. Министр юстиции Айелет Шакед сказала, что Маккейн был «одним из самых больших друзей Израиля». «Он любил его землю изо всех сил, и он признавал проблемы Израиля. За 36 лет его работы в Палате представителей и Сенате израильские правительства знали, что у них всегда есть друг», – пишет она в Твиттере.
Маккейн, республиканец, который работал в сенате США свыше 30 лет и дважды баллотировался на пост президента, сделал права человека и Израиль центральными элементами своей пропаганды о необходимости сильного глобального американского влияния. Он умер 25 августа на своем ранчо в Аризоне после годичного сражения с раком мозга. Вечером того дня можно было увидеть черный катафалк в сопровождении полицейского кортежа, который уехал с ранчо около Седоны, где сенатор-республиканец провел последние недели своей жизни. «Мое сердце разбито. Мне так повезло, что я прожила 38 лет, любя этого невероятного мужчину. Он прошел путь, которым он жил, на своих условиях, в окружении людей, которых он любил, в месте, которое он любил больше всего», – написала в своем твиттере вдова Маккейна Синди.
Маккейн, принял на себя роль председателя Комитета по вооруженным силам, настаивая на агрессивном военном вмешательстве США за рубежом и стремился внести свой вклад в «разгром сил радикального ислама, которые хотят уничтожить Америку». Маккейн также баллотировался на пост президента в 2000 году, но в конечном итоге проиграл республиканские праймериз Джорджу Бушу. В 2008 году он рассматривал возможность сделать Либермана своим напарником, но верхушка Республиканской партии сопротивлялась, заявив, что поддержка Либерманом репродуктивных прав женщин отпугнет консервативных, и Маккейн в последний момент выбрал вице-президентом аляскинского губернатора Сару Пэйлин.
На выборах 2008 года и в дальнейшем, Маккейн был энергичным сторонником использования всех средств давления, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие. «Я должен посмотреть вам в глаза и сказать, что Соединенные Штаты Америки никогда не допустят второго Холокоста», – сказал он в интервью израильскому Второму каналу во время кампании. Маккейн неоднократно критиковал Обаму за его выраженную готовность встретиться с лидерами Ирана, а затем возглавил обвинение против сделки 2015 года, продвигаемой Обамой, которая отменяла санкции в обмен на частичный откат ядерной программы Ирана. В 2016 году он назвал резолюцию Совета Безопасности ООН, критикующую Израиль за строительство поселений на Западном берегу, которая прошла после того, как США отказались от своего права вето, «еще одной постыдной главой».
Президент США Дональд Трамп, который когда-то издевался над военной репутацией Маккейна, сказал, что отправил свои «самые глубокие соболезнования и уважение». Маккейн был редким и откровенным республиканским критиком Трампа, обвиняя его в «наивности», «эгоизме» и симпатии к автократам. Его голос был решающим на голосовании в прошлом году, в результате которого республиканцы не смогли отменить реформы здравоохранения Барака Обамы, и Трамп никогда не простил его. У острого на язык Маккейна были разногласия со многими политическими деятелями – в том числе внутри его собственного лагеря, – но стойкий республиканец был широко признан за его глубокую целостность.
«Мы все в долгу перед ним», – сказал бывший президент Обама, демократ, которому Маккейн проиграл президентские выборы в 2008 году. «Мы разделяли, несмотря на все наши различия, верность чему-то более высокому – идеалам, за которые поколения американцев и иммигрантов боролись, и приносили жертвы». Бывший президент Билл Клинтон поблагодарил Маккейна за то, что он «часто откладывал партийность в сторону», в то время как его бывший вице-президент Эл Гор сказал, что он всегда восхищался тем, как сенатор «работал для того, чтобы найти общий язык, как бы тяжело это ни было». «Джон Маккейн был человеком глубокой убежденности и патриотом самого высокого порядок», – сказал бывший президент Джордж Буш, которого Маккейн стремился и не смог победить в 2000 году.
На Капитолийском холме Маккейн стал близким другом сенатора Линдси Грэма и бывшего сенатора Джо Либермана – трио, получившее название «Три другана». Теперь, когда у трио отсутствует его движущая сила, Грэм написал, что «Америка и свобода потеряли одного из ее величайших защитников … И я потерял одного из своих самых близких друзей и наставника». Приветствуя его как «правдоискателя» с «непревзойденной» преданностью США и ее военным, лидер демократов в Сенате Чак Шумер сказал, что он будет стремиться переименовать здания Сената в его честь.
На этой неделе Маккейн прекратил получать лечение от рака, его семья заявила, что «прогресс болезни и возраст выносят свой вердикт». Он провел более трех десятилетий в Сенате, оказывая большое влияние на дискуссии о войне и мире, и моральном курсе нации. До прихода в верхнюю палату он работал в Палате представителей США с 1983 по 1987 год. Маккейн отсутствовал в Сенате с декабря прошлого года, оставаясь в своем доме в Аризоне для лечения глиобластомы — той же формы рака мозга, которая унесла жизнь другого сенатского гиганта, демократа Теда Кеннеди, в 2009 году.