Новости

Немецкий город возвращает картину наследникам бизнесмена-еврея

3 мая 2021, 09:00 искусство
Поделиться

Немецкий город Дюссельдорф на этой неделе согласился вернуть экспрессионистскую картину, оцениваемую в 18 миллионов долларов, наследникам ее первоначального владельца – еврея, что может создать прецедент для требований реституции от Германии, сообщает JTA.

Курт Грави, еврей – бизнесмен и коллекционер произведений искусства, бежал из нацистской Германии в Чили в 1939 году после многих лет преследований и нескольких недель интернирования в концлагере Заксенхаузен. По словам адвокатов семьи, когда Грави бежал, ему разрешили взять с собой только чемодан и несколько рейхсмарок. Но его картина «Лиса» пионера немецкого экспрессионизма Франца Марка – нацисты считали ее «дегенеративным искусством» – была вывезена из страны контрабандой, вероятно, с помощью друзей. В 1939 году Грави писал, что планировал продать ее, чтобы покрыть расходы на эмиграцию. Он сделал это в Нью-Йорке в 1940 году и скончался там же четыре года спустя.

В 1962 году работа снова пересекла океан, когда новый владелец подарил ее художественному музею «Kunstpalast» в Дюссельдорфе. Консультативная комиссия Германии по возвращению украденных культурных ценностей нацистской эпохи обычно не занимается случаями перехода произведений искусства из рук в руки за пределами Германии. Но большинством в две трети комиссия рекомендовала вернуть картину наследникам, заявив, что не имеет значения, что продажа произошла за пределами Третьего рейха, потому что Грави не продал бы свое ценное имущество, если бы его не преследовали нацисты.

29 апреля городской совет Дюссельдорфа на закрытом заседании согласился вернуть картину наследникам. Никто из депутатов не голосовал против, один, представляющий ультраправую партию «Альтернатива для Германии» или AfD, воздержался.

Решение может создать прецедент, согласно которому культурные объекты, проданные за границу, могут подлежать реституции в соответствии с Вашингтонскими принципами, соглашением 1998 года с Германией, устанавливающем стандарты для определения того, была ли собственность украдена или продана под принуждением.

Этот предмет не должен быть впечатляющим, заявил JTA Маркус Штетцель, адвокат наследников из Германии. «Это не всегда картина Франца Марка», — отметил он в телефонном интервью. «Это может быть книга или предмет мебели, имеющий связь с прошлым, с тем, что они потеряли». Штетцель добавил: «Можно только надеяться, что это вдохновит другие стороны и страны».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции