Новости

Немецкий еврей обращается в Верховный суд, требуя снять антисемитский барельеф

28 июня 2020, 19:00 Германия
Поделиться

Они датируются поздним средневековьем и раздражают по сей день: юдензау (буквально «еврейская свиноматка») — это христианский народный образ, который изображает евреев, сосущих соски свиньи или всматривающихся в ее анус.

В основном находящиеся в виде барельефов или горгулий на фасадах немецких церквей, некоторые из которых являются крупными историческими памятниками, эти изображения стали предметом все более широких общественных дискуссий в последние годы. И теперь высший суд Германии будет решать этот вопрос, когда он будет рассматривать дело еврея, который говорит, что одна такая скульптура оскорбляет его лично.

Михаэль Дюльман уже проиграл иски против церкви Св. Мариана в Виттенберге в окружном суде и в апелляционном. «Это первое дело в отношении «юдензау», которое передается в Федеральный верховный суд», – заявил адвокат Дюльмана Кристиан Ронке в интервью JTA. Фактически, это может быть первое дело о «юдензау», которое вообще дошло до суда, но это определенно не первый случай, когда немецкая церковь пытается вскрыть этот абсцесс.

На прошлой неделе комиссия по достопримечательностям в городе Кальбе вынесла решение против местной церкви, которая пыталась навсегда удалить свою «юдензау», временно снятую для реставрации. Комиссия настояла на том, чтобы скульптуру вернули на фасад церкви. Церковь еще не решила, подавать ли апелляцию на это решение. Предполагается, что в Германии насчитывается около 40 «юдензау», самая старая из которых датируется 13 веком. Предназначенные для преподавания уроков о грехе и добродетели, они обычно помещались внутри, где евреи не могли их видеть. Но, согласно покойному израильскому историку Исайе Шахару, начиная с 14-го века, церкви также размещали их снаружи. В 2017 году в интервью газете «Suddeutsche Zeitung» Шахар отметил, что «юдензау» есть в Португалии, Франции, Польше и Швеции, но большинство из них находится в немецкоязычных странах. Мнения по поводу того, как обращаться со скульптурами, разделились.

Немецко-еврейский историк Майкл Вольффсон недавно сказал радио «Deutschlandfunk», что «юдензау» – «извращение», но он возражает против их устранения, говоря, что лучше решать проблему прямо, чем скрывать ее от глаз. «Что сделано, то сделано и не может быть отменено», – сказал он. Но федеральный Уполномоченный по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн говорит, что все барельефы с «юдензау» следует снять и поместить в музеи. Вольфрам Кастнер, художник и активист, согласен с этим. «Они должны быть удалены из публичного пространства», – говорит он.

Кастнер боролся против «юдензау» с 2002 года, когда он и его коллега разгуливали перед Кельнским собором с плакатами с надписью «Юдензау». Эта пара привлекла пристальные взгляды и вопросы любопытной публики, многие из которых никогда не замечали «юдензау» снаружи и внутри церкви. Историки и священнослужители должны «хранить подобные скульптуры внутри церкви и контекстуализировать их и противостоять им и их истории», заявил Кастнер в телефонном интервью из своего дома в Мюнхене. «Но они не должны быть снаружи. Они оказывают такое же оскорбительное и унизительное воздействие сегодня, как и в средние века».

Это именно то, что церковь Святого Стефана в Кальбе надеялась сделать со своей «юдензау», на которой изображен еврей с головой, скрытой в задней части свиньи. Церковь подала заявку на разрешение перенести скульптуру в помещение, как часть выставки по истории антисемитизма, но она была отклонена комиссией по достопримечательностям. «Юдензау», которая была снята для ремонта вместе с другими горгульями, была возвращен на прошлой неделе. «Их работа состоит в том, чтобы защищать достопримечательности, а не подчиняться духу дня, духу времени», – говорит пастор Юрген Кохц. «Но мы не хотим, чтобы в нашей церкви было что-то оскорбительное для других религий и людей, особенно для евреев».

Мэр Кальбе Свен Хаузе сказал JTA, что понимает обе позиции и предпочитает встретиться с политиками и религиозными лидерами, чтобы найти решение. «Не думаю, что кто-то действительно хотел бы снова увидеть эту химеру», – сказал он. Барельеф небольшой и находится рядом с изображением обезьяньей морды в остроконечной шляпе, предназначенной в Средние века для евреев. Пастор Йоханна Левецов и некоторые церковные волонтеры более двух лет обсуждают, что с этим делать. Они начали с того, что рассказали о своей истории. «Мы увидели, как важно с этим смириться, и услышали разные мнения о том, снести ли это, накрыть или предать в музей», – сказала она. «Мы решили противостоять этому, даже если нам будет трудно».

В феврале Юрий Кадников, главный раввин федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания, в которой проживает около 1300 евреев, посетил церковь вместе с Уполномоченным по борьбе с антисемитизмом, Хансйоргом Шмутцлером. Раввин поднялся по лестницы, чтобы увидеть скульптуру; он пришел к выводу, что ее следует оставить на месте. «Если мы уберем ее, мы можем забыть об этом, и это очень проблематично», – сказал Кадников. «Существует опасность, что история может повториться. Но если она останется, важно, чтобы было объяснение».

В Виттенберге «юдензау» 14-го века выглядит более экстремально. На внешней стороне церкви, где Мартин Лютер более 500 лет назад прибил свои 95 тезисов, изображены евреи, сосущие соски свиньи, а раввин смотрит ей под хвост. Надпись над ней, ёдобавленная позже, вдохновленная одним из антиеврейских текстов Лютера, – является ошибочной транслитерацией имени Б-га на иврите. На пояснительной табличке, установленной в 1988 году, объясняется, что эта надпись является преднамеренным искажением имени Б-га, и добавляется, что «это имя умерло с шестью миллионами евреев под знаком креста».

Пастор Йоханнес Блок недавно сказал «Suddeutsche Zeitung», что он был «шокирован и возмущен», когда впервые увидел барельеф. «Мне также стыдно и мучительно, что эта скульптура находится на фасаде нашей церкви», – сказал он. Блок обсуждает с Центральным Советом евреев Германии проект новой мемориальной доски. Дюльман отклонил приглашение принять участие в этих переговорах. «Это отвратительное, непристойное издевательство над евреями, иудаизмом и именем Бога», – заявил Дюльман. В 2017 году Дюльман присоединился к бдению возле церкви с группой монахинь, которые спросили, будет ли он, как еврей, подавать в суд, чтобы удалить барельеф. Дюльман с энтузиазмом взялся за дело. В его случае речь идет не о прямом противостоянии прошлому, а о чем-то более простом – сохраняя скульптуру, церковь оскорбляет Дюльмана как еврея.

Он утверждает, что пояснительных табличек недостаточно для решения этой проблемы. «Я не уверен, является ли этот случай отражением изменяющегося общества», – говорит его адвокат Ронке, который ожидает назначения даты заседания Верховного суда к началу 2021 года. «Важно то, что это делает дело очень официальным. Суд должен будет занять официальную позицию». «Если я снова проиграю, мы пойдем в Европейский суд по правам человека», – сказал Дюльман. «Это тест для всей Германии».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции