Немецкий еврей обещает бороться за удаление антисемитской скульптуры после проигрыша в суде
Средневековая скульптура евреев, занимающихся непристойными действиями со свиньей, останется на фасаде исторической немецкой церкви, где проповедовал Мартин Лютер. 4 февраля суд отклонил требование еврея убрать оскорбительную скульптуру.
Скульптура, расположенная в восточном немецком городе Виттенберг, изображает свинью, окруженную группой евреев, несколько из которых сосут соски животного, а один заглядывает под хвост. Это один из самых известных примеров средневекового народного искусства, известного как «юдензау», то есть «еврейская свинья», и считается, что он датируется как минимум 1290 годом. Судья Фолькер Бухло заявил, что скульптура может остаться, потому что на земле под ней находится памятник, посвященный 6 миллионам евреев, погибших во время Холокоста. Бухло подчеркнул, что, хотя скульптура действительно изначально была задумана как оскорбление, ее место в контексте этого мемориала нейтрализует это значение.
Член еврейской общины Берлина Михаэль Дюльман, называет скульптуру клеветнической и в 2018 году подал в суд на местный приход, чтобы удалить ее. Окружной суд Дессау отклонил его иск в мае прошлого года, и он обжаловал это решение. Теперь, когда вышестоящий земельный суд в Наумбурге отклонил его апелляцию, он намерен передать дело в вышестоящие суды. Дюльман полагает, что статуя должна быть помещена в дом-музей Лютера в Виттенберге. «Вопрос еще не решен», – говорит Дюльман. «Это церковь, святое место. Нельзя смешивать это с таким позорным нападением на евреев». Спор привлек внимание к уродливым пережиткам прошлого и вынудил лютеранскую церковь публично изучить свою историю антисемитизма в то время, когда еврейская община Германии осуждала нападения на евреев в стране.
Веками на стенах Европы
По подсчетам одного немецкого художника, до 30 таких изображений, до сих пор можно найти на стенах церквей Германии и других стран, таких как Австрия, Франция и Швейцария. Многие изображения изначально находились внутри церквей и играл роль морального наставления, призывая христиан не следовать примеру евреев. Со временем скульптуры начали размещаться на церковных фасадах, в общественных местах и в богатых частных домах. К 18 веку даже обычные предметы, такие как игральные карты, могли иметь изображение евреев, толпящихся вокруг нижней части свиньи. В течение сотен лет большая мураль, изображающая евреев со свиньей украшала мостовую башню во Франкфурте, где она стала туристической достопримечательностью, пока город не снес ее в 1801 году. Эти изображения предназначались для того, чтобы изобразить евреев грязными, жадными, не похожими на людей. Поскольку соблюдающие евреи не едят свинину, это добавило еще один слой оскорблений. Само слово «юдензау» считается весьма оскорбительным, иногда используемым нацистами. Сегодня большинство оставшихся скульптур повреждено или сильно обветшало и спрятано в углах церквей. Однако виттенбергская скульптура видна и хорошо сохранилась, она украшает церковь, внесенную в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мартин Лютер одобрительно ссылался на эту скульптуру в своих антисемитских трудах. В 1570 году, после того как Лютер начал протестантскую Реформацию, к скульптуре была добавлена цитата Лютера: «Vom Schem Hamphoras», которая включает насмешливую ссылку на еврейское имя Б-га.
Кампания по удалению виттенбергской скульптуры началась в 2017 году, во время празднования 500-летия Реформации, с онлайн – петиции и протестов перед церковью. Протесты и иск Дюльмана привлекли внимание к скульптуре и побудили видных церковных и общественных деятелей занять противоположные позиции по этому поводу. Феликс Кляйн, федеральный уполномоченный Германии по борьбе с антисемитизмом, заявил в ноябре, что скульптура «принадлежит музею» и должна быть снята с церковной стены. Пастор Городской церкви Виттенберга Йоханнес Блок и многие местные прихожане считают, что она должна остаться. Лютеранский епископ региона Фридрих Крамер выступает за ее устранение. «Я нахожу это невыносимым, – сказал он в интервью по радио в июне прошлого года, – что в одном из центральных мест для нас, протестантов, на стене висит ложь. Памятник продолжает проповедовать». Но некоторые историки не согласны с этим.
«Это ужасный памятник, но только те, кто являются антисемитами, найдут в нем то, что хотят», – говорит известный немецкий еврейский историк Михаэль Вольфсон. «Мы должны прокомментировать этот позор, а не скрывать его. Если вы удалите эти памятники, вы снова сделаете мучениками тех, кто продолжает отождествлять себя с ними». Многие наблюдатели сходятся во мнении, что, решая, что делать с этой скульптурой, Лютеранская Церковь должна пройти тонкую грань между кажущимся потворством оскорбительному изображению, с одной стороны, и кажущимся обелением церковной истории антисемитизма, с другой. «Если бы церковь сняла скульптуру, я уверен, что многие люди сказали бы, что она хочет очистить образ Лютера и стереть очень темную сторону реформатора», – говорит Кристиан Хеннен, историк искусства в Университете Мартине Лютере в Виттенберге, который также является членом церкви. Антисемитизм Лютера «сложен, но это реальность», говорит Хеннен. «Невозможно взять только часть истории. Лучше объяснить смысл и все слои этой скульптуры».
Антисемитизм сегодня
Не только история Германии вызвала бурную реакцию на этот относительно малоизвестный памятник. Есть признаки того, что в последние годы антисемитизм в Германии усилился. 9 октября прошлого года мужчина из федеральной земли Саксония-Анхальт, где находится Виттенберг, опубликовал в Интернете антисемитский манифест, а затем напал на синагогу в восточногерманском городе Галле в святой для евреев день Йом-Кипур, убив двух человек. А по данным Министерства внутренних дел Германии, количество антисемитских инцидентов, в том числе ненавистнических высказываний и антиеврейских граффити, выросло почти на 20% в период с 2017 по 2018 год.
Исследование прошлой осенью, проведенное Всемирным еврейским конгрессом, обнаружило, что более четверти респондентов из Германии придерживаются антисемитских убеждений. На политической арене крайне правая партия «Альтернатива для Германии»(AfD), добилась успехов, особенно в некоторых частях бывшей Восточной Германии. Партия получила 24% голосов на выборах в Саксонии-Анхальт в 2016 году. Хотя лидеры AfD публично отреклись от антисемитизма, видные партийные функционеры пренебрежительно отзывались о культуре памяти Германии и значении нацистских преступлений. Соучредитель партии Александр Гауланд назвал нацистскую эпоху лишь «пятнышком птичьего дерьма» на истории Германии.
Некоторые в небольшой еврейской общине Германии видят тесную связь между древним и современным антисемитизмом. «Ненависть к евреям является частью ДНК европейской культуры», – говорит Зигмунт Кенигсберг, комиссар еврейской общины Берлина по антисемитизму. «То, что вы видите сегодня в виде антисемитизма — это старый антииудаизм, но завернутый в современную форму». Кенигсберг утверждает, что историческая клевета, которая превращает евреев в детоубийц или паразитических ростовщиков, сохраняется, как и резкая критика Израиля и теории заговора с участием Ротшильдов и других банкиров. Штеффен Клеверс, консультант по образованию мюнхенского «Еврейского форума за демократию и против антисемитизма», видит связь между скульптурой и современным антисемитизмом. «Эта скульптура иллюстрирует преемственность антисемитизма», – говорит Клеверс. «Содержание антисемитских стереотипов остается прежним. Эффект виден не только на стенах этой церкви, но и на улицах Германии. Я бы сказал, как на улицах Галле».
Судьба виттенбергской скульптуры остается неясной. Дюльман полон решимости настаивать на своем. «Мы подадим апелляцию в высший гражданский суд Германии, Федеральный верховный суд в Карлсруэ», – говорит Дюльман. «Если проиграем, тогда мы пойдем дальше в Конституционный суд, а затем, в случае необходимости, в суд ЕС по правам человека в Страсбурге». Какими бы ни были будущие решения, церковь сама может решить снять скульптуру. Статуя находится более чем в 20 футах от земли и частично скрыта деревом, но публичность судебных процессов осветила ее резким светом прожектора. Кристиан Стаффа, уполномоченный лютеранской церкви по борьбе с антисемитизмом, считает, что часть этого внимания может быть полезной. «Если вы опустите статую и приблизите ее к людям, – говорит Стаффа, – они впервые узнают, насколько она безобразна, какая она на самом деле злая».