Новости

Немецкие евреи опасаются, что солидарность в вопросе о кипе — это просто пиар-ход

3 июня 2019, 18:00 Германия
Поделиться

1 июня члены еврейской общины Германии выступили с критикой, поддерживаемой правительством инициативы солидарности «Германия носит кипу», предполагая, что поощрение людей к тому, чтобы они носили вырезанные из бульварной газеты кипы, упростило сложную проблему до однодневного рекламного трюка.

Около 1200 человек посетили марш в немецкой столице, призванный защитить Израиль и продемонстрировать солидарность с еврейской общиной, что было меньше, чем 2000 человек, которые в апреле прошлого года присоединились к протесту «Берлин носит кипу» после ряда громких антисемитских атак. В марше, который был проведен в ответ на ежегодную антиизраильскую демонстрацию, приняли участие члены еврейской и курдской общин, Ассоциации геев и лесбиянок, антифашистской активистской сети Antifa и представительства Американского еврейского комитета в Берлине. Перед маршем граждан Германии по всей стране призвали носить кипу как символ солидарности — инициатива, поддерживаемая бульварной газетой Bild, которая напечатала изображение кипы в своем выпуске от 27 мая, чтобы читатели могли вырезать и носить ее.

Заявление, спровоцировавшее последние дебаты, сделал Феликс Кляйн, который был назначен Уполномоченным по борьбе с антисемитизмом год назад, сказавший немецким СМИ на прошлой неделе: «Я не могу рекомендовать евреям носить кипу в любое время и в любом месте в Германии, и я говорю это с сожалением». Но во время акции протеста многие члены еврейской общины Германии, насчитывающей, по оценкам, около 200 000 человек, также высказали критику инициативы как слишком хрупкой, чтобы бороться с растущим антисемитизмом каким-либо значимым образом.

Согласно данным, опубликованным Министерством внутренних дел Германии в прошлом месяце, количество преступлений на почве антисемитизма и преступлений на почве ненависти выросло в 2018 году примерно на 20% до 1800 инцидентов. 59-летняя Юдит Кесслер сказала, что она считает, что вырезанные кипы, напечатанные Bild, были «эфемерным» жестом, который не смог добраться до корней более широкой проблемы растущих предрассудков и исказил представление о светском еврейском населении страны. «Когда я поеду в Нойкельн (район Берлина с большим мусульманским населением), я тоже спрячу звезду Давида под своим джемпером», – сказала Кесслер. «Но в долгосрочной перспективе единственный способ решить эту проблему — это просвещать людей, искать людей с более либеральными побуждениями и помогать им побеждать сторонников жесткой линии».

«Солидарность очень важна», – сказала Майя Зеден, вице-президент Берлинского отделения Германо-израильского общества. «Но солидарность не годится, если она длится всего один день. Я ценю этот жест, но этого недостаточно». «Истинная солидарность с Израилем», сказала Зеден, «начинается не с такого события, как это, когда вы защищены полицией, а в повседневных ситуациях, когда окружающие вас люди начинают сомневаться в праве Израиля на существование». «Мы не евреи из Диснейленда», сказала Лала Зюсскинд из Еврейского форума за демократию и против антисемитизма. «Если кто-то хочет отстаивать демократию для всех, он должен сохранять вовлеченность в свое сердце. Вам не нужно показывать это с помощью кипы».

Зюсскинд также рассказала немецким СМИ, что, хотя она и считает Кляйна подходящим человеком на занимаемом им посту, она надеется, что он будет стремиться к более прямому диалогу с еврейской общиной. Она не ожидала, что нееврей поймет, «как я напугана», сказала Зюсскинд.

Другие полагали, что марш был значимым актом. «Мы хотели сделать заявление о солидарности», – сказала Нэнси Мари Таннебергер, которая присоединилась к маршу на западноберлинском бульваре Кудамм, надев на голову белую кипу. По словам Таннебергер, по дороге на марш к ней подошла пожилая израильтянка, которая выразила свою благодарность за этот жест. В какой-то момент участники марша столкнулись лицом к лицу с участниками другой демонстрации — ежегодного марша «Аль-Кудс», впервые организованного Ираном в 1979 году. В этом марше приняли участие около 1200 человек, скандировавших такие лозунги, как «Свободная Палестина» и «Израиль — убийца детей». Явка на этой демонстрации была значительно ниже, чем в 2018 году.

theguardian.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции