Нехама Тек, выжившая во время Холокоста, чья книга о партизанах братьях Бельских вдохновила Дэниела Крейга на создание фильма «Вызов», умерла в возрасте 92 лет
Нехама Тек, пережившая Холокост и историк, чья книга о группе евреев в Беларуси, которые успешно бросили вызов нацистам, была экранизирована в фильме 2008 года «Вызов», умерла 3 августа в Нью-Йорке после болезни, пишут журналисты JTA Эндрю Силоу-Кэролл и Бен Харрис. Ей было 92 года.
Тек, член одной из трех еврейских семей из Люблина, Польша, переживших Холокост невредимыми из довоенного населения численностью около 40000 человек, десятилетиями работала на факультете социологии Коннектикутского университета в Стэмфорде. Среди ее книг «Стойкость и мужество: женщины, мужчины и Холокост» (2003 г.) и «Когда свет пронзил тьму: спасение евреев христианами в оккупированной нацистами Польше» (1986 г.). До экранизации ее книги 1993 года «Вызов: партизаны Бельские» Тек была наиболее известна в научном мире и в сплоченном сообществе переживших Холокост. Киноверсия «Вызова» была снята Эдвардом Цвиком, а Дэниел Крейг и Лив Шрайбер сыграли братьев Бельских, Тувию и Зуса.
Под руководством братьев партизаны – евреи спасали евреев от истребления и сражались с немецкими оккупантами и их пособниками на территории нынешней западной Беларуси. Историкам давно были известны восстания в лагерях Аушвиц и Треблинка, помимо более известного восстания в Варшавском гетто под предводительством Мордехая Анелевича, но история Бельских принципиально отличалась тем, что она была успешной.
Когда Тек приступила к написанию книги о братьях Бельских, она стремилась восполнить упущения и исправить искажения, вызванные их почти полным исключением из исторических описаний Холокоста. «Упущение — демонстративное умалчивание о евреях, которые, находясь под угрозой смерти, спасали других», — написала Тек в начале «Вызова». «Искажение — это распространенное описание европейских евреев как жертв, пассивно шедших на смерть».
За свою пятидесятилетнюю карьеру в Университете Коннектикута Теэк получила множество наград за свои публикации, в том числе номинацию на Пулитцеровскую премию за «Стойкость и мужество». В 1994 году она была удостоена Международной премии имени Анны Франк за «Вызов». Она была членом консультативного совета Института еврейских исследований YIVO в Нью-Йорке. В 2002 году президент Джордж Буш назначил ее членом совета Мемориального музея Холокоста США в Вашингтоне, округ Колумбия.
Тек, родившейся 15 мая 1931 года в семье Романа Бауника и Эстер (Хахамофф) Бауник, было 8 лет, когда немцы заняли Люблин. Она и ее сестра пережили три года, изображая из себя племянниц католической семьи; ее родители также пережили войну, прячась в домах и избегая обнаружения немцами. «Дополнительный слой скрытности в сочетании со страхом разоблачения стал частью моего существа», — писала она о тех годах в своих мемуарах 1982 года «Сухие слезы: история потерянного детства». «Вся моя жизнь вращалась вокруг того, чтобы прятаться; скрывать мысли, скрывать чувства, скрывать свою деятельность, скрывать информацию».
После войны Тек репатриировалась в Израиль, где вышла замуж за известного детского психиатра Леона Тека. Позже они переехали в Соединенные Штаты, где она получила степень бакалавра, магистра и доктора в Колумбийском университете и десять лет проработала там на факультете. Она начала преподавать в Коннектикуте в 1974 году. У пары было двое детей. Сын Роланд — был сопродюсером фильма «Вызов». Ее дочь, Леора Тек, является основателем и директором организации «Мост в Польшу», целью которой является улучшение отношений между евреями и поляками-неевреями. Ее муж умер в 2013 году.
Тек встретилась с Тувией Бельским только однажды, в Бруклине, штат Нью-Йорк, всего за несколько недель до его смерти в 1987 году. В интервью JTA в 2009 году она вспомнила, что легендарная харизма Бельского была очевидна, несмотря на то, что он был стар и немощен. «Он шептал», — вспоминала она. «Я думал, что мой магнитофон ничего не запишет. Но когда он вернулся в свое прошлое, он просто на моих глазах стал тем, кем он был, этим харизматическим лидером, обладающим абсолютной властью в отряде». Она добавила: «Когда он вошел в комнату, он наполнил ее собой». Хотя Тек была довольна тем, что фильм разбил утверждения о пассивности евреев во время Холокоста, она также сопротивлялась тому, что она назвала импульсом обвинить жертву. «Антисемитизм с нами; это похоже на вечную, хроническую зависимость человечества», — заявила она корреспонденту JTA. «Вы не можете узнать об антисемитизме, изучая то, что говорят нам антисемиты, потому что это не основано на фактах. Оно основано на их потребности обвинить кого-то в том, чего они не совершали».