Назначено заседание по иску семьи Валленберга к ФСБ России
Мещанский районный суд Москвы принял к рассмотрению иск племянницы героя Второй мировой войны Рауля Валленберга Мари Дюпюи. В иске Дюпюи требует ФСБ России предоставить информацию, которая могла бы пролить свет на судьбу Валленберга. Подготовительное заседание назначено на 17 августа. Об этом сообщил адвокат Дюпюи Иван Павлов, руководитель Команды 29.
“Столь скорое назначение заседания говорит о том, что это дело уже взято под контроль. Мы опасались, что встретим сопротивление в принятии иска, учитывая, что в последние десятилетия российские госорганы изобретали разнообразные предлоги для того, чтобы не предоставлять информацию по этому делу, – прокомментировал принятие иска адвокат Павлов. – Уже в следующий четверг мы проясним позицию ФСБ, которая пока никак не комментировала это дело, и узнаем, с чем нам предстоит столкнуться в суде”.
26 июля родственники героя Второй мировой войны Рауля Валленберга, спасшего десятки тысяч евреев во время Холокоста и пропавшего в советской тюрьме в 1947 году, обратились в Мещанский районный суд Москвы с иском к ФСБ России. В иске родные Валленберга требуют обязать российскую спецслужбу предоставить доступ к оригиналам документов о Валленберге, а также нецензурированные копии. Подачу иска также поддержала исследовательская инициатива RWI-70. Семья пропавшего дипломата планирует добиться доступа к архивным записям ФСБ, которые ранее предоставлялись в неполном и цензурированном виде.
В марте этого года родственники дипломата направили в ФСБ запрос, в котором просили предоставить доступ к оригиналам документов Внутренней (Лубянской) тюрьмы и тюрьмы Лефортово за 1945-1947 годы. По официальной версии российской стороны, Валленберг погиб от инфаркта миокарда летом 1947 на Лубянке, однако существуют показания других заключенных и сотрудников ФСБ, которые утверждают, что видели или слышали о похожем на Валленберга заключенном после этой даты. Это противоречие могли бы прояснить записи из архивов ФСБ, однако российские власти предоставили неполные и цензурированные копии записей и ни родственникам, ни исследователям так и не удалось получить доступ к оригиналам.