Новости

Нацистская история «Adidas»

25 октября 2022, 19:00 антисемитизм
Поделиться

Когда Канье Уэст отказался отступать от своих антисемитских разглагольствований, некоторые из многих организаций, с которыми он связан, начали покидать его, пишет журналист JTA Эндрю Лапин. Но одна значительная компания, «Adidas» пока остается с Уэстом.

Молчание «Adidas»

Несмотря на объявление немецкого конгломерата спортивной одежды ранее в этом месяце о том, что он будет «пересматривать» свое партнерство с Уэстом, «Adidas» по состоянию на 24 октября, через пять дней после того, как Уэст хвастался в подкасте, что «я могу буквально сказать антисемитское дерьмо и они не могут меня бросить», официально не прекратила свои деловые отношения с ним. Молчание бренда продолжалось, даже когда неонацистские группировки начали использовать слова Уэста, чтобы оскорблять евреев, представив в Лос-Анджелесе антисемитский баннер, который 24 октября осудил Белый дом. Антидиффамационная лига развернула кампанию общественного давления, чтобы заставить компанию разорвать связи с Уэстом, и такие знаменитости, как Кэт Деннингс, Дэвид Швиммер и Бизи Филлипс, поддержали ее. Другие знаменитости, в том числе Риз Уизерспун и бывшая жена Уэста Ким Кардашьян, использовали свои аккаунты в социальных сетях для осуждения антисемитизма, не ссылаясь конкретно на «Adidas» или Уэста; Джессика Сайнфельд, автор еврейской кулинарной книги и жена комика Джерри Сайнфельда, спровоцировала вирусное движение в «Инстаграме» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией), призвав своих подписчиков поделиться постом, в котором говорилось: «Я поддерживаю своих еврейских друзей и еврейский народ».

Наблюдатели полагают, что «Adidas» молчит из-за ее чрезвычайно прибыльного партнерства с Уэстом — их обувь и одежда принесли в прошлом году примерно 2 миллиарда долларов и сделали бренд известным среди молодых потребителей. Но у компании также есть нацистская история, о которой она редко говорила публично. Вот сокращенная версия истории «Adidas» с нацистами, евреями и звездным репером, которого теперь зовут Йе.

Действительно ли «Adidas» сотрудничала с нацистами?

Да, но ее основание предшествовало приходу нацистов к власти. Компания была основана в 1924 году в Германии времен Веймарской республики как «Gebrüder Dassler Schuhfabrik» («Обувная фабрика братьев Дасслер»), или сокращенно «Geda», братьями – сапожниками Адольфом («Ади») и Рудольфом Дасслерами. Обосновавшись в баварском городе Герцогенаурах, братья Дасслер быстро сделали себе имя, создав одни из самых первых ботинок с шипами, чтобы помочь бегунам на пересеченной местности. Согласно книге журналистки Барбары Смит «Кроссовочные войны» 1 мая 1933 года, когда состояние компании росло, а Гитлер только что пришел к власти в Германии, братья Дасслер официально вступили в нацистскую партию. Нацисты использовали спорт как инструмент как для повышения общественного авторитета Германии, так и для подготовки молодежи для армии, поэтому новаторская обувная компания прекрасно вписывалась в их схему. Во времена нацизма продажи кроссовок Дасслеров быстро выросли, и они увеличили размер своей компании в несколько раз.

Во время печально известных Олимпийских игр 1936 года в Берлине, организованных Гитлером в попытке продемонстрировать арийское спортивное превосходство на мировой арене, многие немецкие спортсмены носили обувь Дасслеров. Но то же самое было и с темнокожей американской звездой легкой атлетики Джесси Оуэнсом, чье присутствие на играх было большим ударом по расовой теории Гитлера. Несмотря на это, Оуэнс был популярен как среди немцев, так и среди американцев, и Ади Дасслер смог убедить его надеть фирменную обувь с шипами во время церемонии награждения. Это помогло обуви проникнуть на рынки союзников после войны, даже несмотря на то, что они ассоциировались с немцами.

Насколько братья Дасслер были преданы нацизму?

По словам Смит, Рудольф был более ярым приверженцем нацистской идеологии, чем Ади, но оба брата носили партийные билеты и подписывали письма «Хайль Гитлер». Во время войны обувная фабрика братьев была преобразована в завод по производству боеприпасов для нацистской армии. (Другие немецкие обувщики испытывали свою продукцию на подневольных рабочих в концентрационных лагерях.) Рудольфа призвали в фольксштурм, но он дезертировал, чтобы сохранить контроль над компанией от своего брата, который, как он убедился, замышлял против него интриги. Согласно «Der Spiegel», некоторые американские войска были готовы уничтожить фабрику в Герцогенаурахе, на которой работало несколько подневольных рабочих, в апреле 1945 года, прежде чем жена Ади, Кете, подошла к ним и убедила их, что здание использовалось только для производства кроссовок. Это сработало. Фабрика была спасена, и когда ВВС США захватили нацистскую авиабазу Герцогенаураух, американские солдаты, которые были поклонниками Джесси Оуэнса, покупали обувь Дасслера и помогли распространить информацию о компании дома.

Что случилось с «Adidas» после войны?

По иронии судьбы, окончание Второй мировой войны было лишь началом борьбы между братьями Дасслер, каждый из которых (вместе со своими женами) пытался отобрать у другого обувную империю. Когда Германия вступила в период послевоенной денацификации, союзники заставили жителей Герцогенаураха, включая, предположительно, Дасслеров и их фабричных рабочих, посмотреть документальные кадры ужасов, постигших евреев в нацистских концентрационных лагерях. Рудольф также был арестован по подозрению в передаче информации гестапо и ненадолго отправлен в лагерь для военнопленных, но год спустя был освобожден из-за накопившихся дел против военнопленных. Между тем, Ади обвиняли в том, что он активно помогал и поддерживал нацистов во время войны, но он смог собрать свидетельства людей, включая мэра города, в поддержку своего заявления о том, что он не был сторонником НСДАП. Среди утверждений Ади, по словам Смита, было то, что он продолжал работать с еврейскими торговцами кожей дольше, чем многие другие немцы. Он также нашел мэра соседнего города, который утверждал, что он наполовину еврей, чтобы он рассказал, что Дасслер прятал его на своей территории в последние дни войны.

Отношения братьев навсегда разладились в 1949 году, что привело к тому, что Ади основал свою собственную компанию под названием «Adidas», а Рудольф ушел, чтобы основать конкурирующую компанию по производству спортивной одежды «Puma». Обе компании по-прежнему имеют штаб-квартиры в Герцогенаурахе, и жители города по сей день сильно расходятся во мнениях по поводу лояльности к бренду.

Какие отношения у Adidas с евреями сегодня?

Компания называет Адольфа Дасслера своим «отцом – основателем», но по-прежнему хранит молчание о связях своих основателей с нацистами. На сайте «Adidas» ее официальная история определяет годы до 1949 года просто как «только начало нашей истории» без каких-либо ссылок на нацистов или Оуэнса. После войны с компанией работали спортсмены – евреи. В 1972 году по предложению «Adidas» олимпийский чемпион по плаванию, американский еврей Марк Спитц надел пару их кроссовок на подиум во время церемонии награждения. А в прошлом году «Adidas Israel» построила кампанию вокруг ортодоксального марафонца-хареди. «Adidas» также иногда попадал в геополитические воды израильско-палестинского конфликта.

В 2012 году арабские государства бойкотировали компанию за спонсирование Иерусалимского марафона, который проходил по спорной территории. А в 2018 году компания прекратила спонсорство Израильской футбольной ассоциации, что было отмечено как победа движения «Бойкот, изъятие инвестиций, санкции», поскольку в ассоциацию входили команды, представляющие израильские поселения. (Спонсорство взяла на себя «Puma».) «Adidas» не ответил на запрос JTA о комментариях для этой истории.

Так что же дальше?

Партнерству «Adidas» с Уэстом почти десять лет, и оно чрезвычайно прибыльно. Его линейка кроссовок и других продуктов «Yeezy» принесла компании около 2 миллиардов долларов дохода в прошлом году, что составляет около 10% от ее общего оборота, сообщает «The Washington Post». (Ранее у Уэста была договоренность с Nike, но она ему не нравилась.) По словам Джоша Ханта, автора книги «Университет Nike: как корпоративные деньги купили американское высшее образование». «Производители кроссовок, как и все корпорации, аморальны, — заявил Хант JTA. «Они будут делать то, что неблаговидно, пока это не станет невыгодным, будь то использование принудительного труда в Синьцзяне или сотрудничество с нацистами».

Но евреи тоже любят кроссовки. Одним из самых известных еврейских любителей кроссовок является хабадский раввин Йоэль Мендель, живущий в Париже, который в сети известен как «Рабби Кроссовкин». На своей странице в «Инстаграме» Мендель использует кроссовки в качестве инструмента для обучения Торе и хвастается разнообразной обувью и спортивной экипировкой, в том числе большим количеством экипировки Adidas. (Он похвалил одну пару кроссовок «Adidas» без кожи за то, что мог носить их в Йом-Кипур.) «Что я могу сказать, — сказал Мендель Еврейскому телеграфному агентству. «Они делают отличную и удобную обувь». 25 октября «Reuters» сообщило со ссылкой на информацию, полученную агентством «Bloomberg» от источников, знакомых с этим вопросом, что «Adidas» планирует разорвать сотрудничество с Канье Уэстом из-за «оскорбительного поведения». Впрочем, сама компания не ответила на просьбу «Reuters» о комментариях.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции