Национальная галерея и Институт искусства Курто «знали, что реставратор был связан с нацистами»
Вскоре после окончания Второй Мировой войны два ведущих британских художественных учреждения организовали приезд в Лондон немецкого реставратора, чтобы перенять его опыт в области технического анализа и преподавания. Но, как показали новые исследования, профессор Курт Вельте не был обычным специалистом. Всего за два года до того, как Национальная галерея и Институт искусств Курто обеспечили Вельте приезд в Англию, он, по словам ученого из Оксфордского университета, был связан с немецкими СС и действовал «в самом сердце нацистской культурной и криминальной элиты».
«Эти два учреждения пригласили его в 1947 году. Они знали, что он еще не прошел денацификацию», – говорит Морвенна Блюитт, научный сотрудник Музея Эшмола и Вустерского колледжа Оксфордского университета. «Я обнаружила, что Национальная галерея и Курто работали вместе, чтобы получить доступ к знаниям Вельте, потому что они думали, что он будет очень полезен для преподавания, а также для работы в Национальной галерее». По ее словам, к 1946 году доказательства работы Вельте на нацистов находились в руках американских и британских судебных органов. «Это должно было удержать британское правительство от предоставления ему денег, транспорта, места для преподавания в Курто, возможности внести свой вклад в Национальную галерею и возможности получения работы в Великобритании на постоянной основе».
В исследовании, которое будет опубликовано в декабре, Блюитт пишет: «Этот человек играл значительную роль в преступных организациях национал – социалистического и тоталитарного режима, но эти британские учреждения приложили все усилия, чтобы извлечь выгоду из накопленных им профессиональных знаний, когда речь шла о материалах, реставрации и квалифицированном преподавании». Она описывает его не как «мелкую сошку» в Третьем рейхе, но как человека «в центре нацистской культурной и криминальной элиты», хотя он не был подвергнут судебному преследованию. Он был упомянут на Нюрнбергском процессе благодаря его связям с Вольфрамом Зиверсом, высокопоставленным сотрудником Генриха Гиммлера. Зиверс был привлечен к ответственности за эксперименты на людях и за содействие массовым убийствам. Вельте был также тесно связан с другими высокопоставленными нацистами.
Блюитт обнаружила, что Вельте – скончавшийся в Германии в 1973 году, в возрасте 75 лет – работал с организацией «Аненербе», которая действовала под эгидой СС, и занималась продвижением евгенических доктрин через искусство и проведение «экспериментов». По ее словам, это было равносильно «медицинскому и антропологическому исследованию» пыток и убийств. Хотя Национальная галерея ходатайствовала, чтобы Вельте мог остаться в Британии, он приехал всего на три недели, чтобы прочитать лекцию по технике живописи. В конце концов он вернулся в Германию, но продолжал сотрудничество, написав главному консультанту – реставратору Национальной галереи об очистке картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», которая станет главным экспонатом выставки, открывающейся в ноябре этого года.
По словам Блюитт, сын Вельте, Гермар, служил в СС, и был ассистентом Вельте во время его работы в Курто в 1947 году. «Его служба в СС была зафиксирована в документах союзников в Дрездене. Он был заключен в тюрьму как военнопленный. Знали ли о его службе Курто или Национальная галерея, не известно, но поскольку он был освобожден из тюрьмы, союзники должны были знать об этом».
Исследования Блюитт опубликовано в сборнике статей под названием «Мигранты: искусство, художники, материалы и идеи, пересекающие границы». Национальная галерея заявила: «Нам известно об исследовании Блюитт, которое она начала, когда работала в галерее, и в котором мы были рады оказать ей полную поддержку, так как мы всегда приветствуем новые исследования нашей истории. Нам было известно, что Вельте посетил галерею во время своего короткого пребывания в Лондоне в качестве гостя своего друга Гельмута Рухеманна, беженца – еврея, который работал в галерее реставратором». Но по словам Блюитт: «Вельте мог покинуть Германию, чтобы посетить галерею только с одобрения правительства и руководства галереи. Рухеман очень помог с организацией, но он не мог пригласить его в качестве личного гостя». Институт Курто отказался от комментариев.