Новости

Наследники коллекционера-еврея подали в суд на Музей изящных искусств в Хьюстоне, требуя возвращения картины Беллотто

21 октября 2021, 15:00 искусство
Поделиться

Наследники коллекционера-еврея Макса Эмдена подали в суд на Музей изящных искусств в Хьюстоне (MFAH), требуя возвращения картины Бернардо Беллотто «Рыночная площадь в Пирне» (около 1764 года), которую, по их утверждениям, он продал в 1938 году под принуждением арт-дилеру, скупавшему произведения искусства для Адольфа Гитлера, сообщает «Artnet News».

Иск, поданный на прошлой неделе в южном округе штата Техас, подан внуками Эмдена Хуаном Карлосом Эмденом, Николасом Эмденом и Мишель Эмден. В нем утверждается, что Эмден стал жертвой «сил зла», систематического преследования европейских евреев нацистским режимом. И что его наследники являются законными владельцами произведения.

Эмден переехал в Швейцарию в 1927 году, но все еще владел текстильной торговой компанией в Берлине и имел счета в немецких банках. Поскольку нацисты проводили политику «ариизации» промышленности, его активы были заморожены, а его компания в конечном итоге ликвидирована. Когда его финансовое положение ухудшилось, Эмден нанял дилера Анну Каспари с просьбой продать три картины Беллотто, включая «Пирну». После семи с половиной месяцев переговоров она продала их Карлу Хаберштоку, немецкому торговцу произведениями искусства, который в тот же день продал их Рейхсканцелярии для будущего Музея фюрера.

Наследники Эмдена утверждают, что продажная цена в 60000 швейцарских франков (13755 долларов, или 4585 долларов за картину) была значительно ниже рыночной стоимости, со ссылкой на письмо Каспари Хаберштоку, в котором она отметила, что «мы только что поймали нужный психологический момент, Эмден, вероятно, много потерял на бирже и поэтому принял эту цену», и что только одна из работ, вероятно, на самом деле стоит «гораздо больше, чем закупочная цена всех трех».

Музей не согласен с этим. «Исторические свидетельства подтверждают, что эта картина не была предметом незаконного присвоения», — сообщил «Artnet News» в августе пресс-секретарь. «Макс Эмден, который жил н в Швейцарии, инициировал продажу и продал свои картины Беллотто по справедливой рыночной цене через выбранного им дилера». Однако иск Эмденов, похоже, подкрепляется судьбой двух других картин Беллотто, которые были возвращены их семье в 2019 году. Постановление Немецкой консультативной комиссии установило, что продажа «не была совершена добровольно, а была полностью обусловлена усугублением экономических трудностей («потерей имущества в результате преследований»)».

Принадлежащая музею картина Белотто могла бы быть возвращена в то же время, если бы не канцелярская ошибка Отдела памятников, изящных искусств и архивов Союзников, также известного как «Охотники за сокровищами», который в 1945 году извлек из укрытия в австрийской соляной шахте тысячи произведений искусства, которые Гитлер планировал показать в своем так и не открытом Музее фюрера. В конечном итоге три картины были разделены. Две отправились в Германию, а третья – в Нидерланды. К тому времени, когда специалисты по охране памятников осознали ошибку и потребовали картину обратно, голландское правительство уже по ошибке вернуло ее Гуго Мозеру, немецкому торговцу произведениями искусства, живущему в Нью-Йорке. Путаница возникла из-за того, что Мозер приобрел на берлинском аукционе в 1928 году копию «Рыночной площади в Пирне», которую он, когда сбежал в США, оставил в Амстердаме арт-дилеру Марии Алмас-Дитрих, известной тем, что она приобретала копии картин, а не настоящие работы для Музея фюрера в 1942 году, но она так и не передала ее нацистам.

В 1945 году «Охотники за сокровищами» конфисковали ее коллекцию и привезли ее в Мюнхенский центральный сборный пункт, где позже к ней присоединились подлинники Беллотто из коллекции Эмдена. Организация определила картину Мозера как копию картины Беллотто неизвестного художника и внесла ее в каталог. Затем голландское правительство обратилось с просьбой вернуть «Рыночную площадь в Пирне», не осознавая, что искомая работа на самом деле не является оригиналом, и в Нидерланды случайно направили эмденовскую «Площадь» вместо копии Мозера. (Недавнее исследование Фонда «Охотники за сокровищами», который помогает Эмденам в их требованиях о реституции, помогло распутать сложные детали того, что на самом деле произошло вокруг двух версий «Рыночной площади в Пирне».)

Когда Мозер получил картину, он создал новый провенанс для работы и продал ее американскому коллекционеру Сэмюэлю Х. Крессу в 1952 году. Кресс в 1953 году предоставил картину MFAH в долгосрочную аренду, а в 1961 году передал ее в дар. Однако, если бы копия Мозера не запутала ситуацию, «Площадь», вероятно, осталась бы в Германии и подпала бы под действие постановления о реституции 2019 года. «Хотя мы уважаем решение немецкой комиссии, их решение не меняет того факта, установленного в результате обширных исследований, что продажа этой картины в 1938 году была добровольной», — заявил пресс-секретарь музея. Но даже если Эмден не продал картину под принуждением, законность претензий музея на картину остаются неясной.

Мозер никогда не был законным владельцем Беллотто, поэтому отсюда следует, что он не мог передать право собственности Крессу, даже если Кресс добросовестно приобрел картину. Это часть аргументации Эмденов. «Утверждение музея о чистом правовом титуле ужасно, учитывая, что оно исходит из «покупки» картины нацистскими властями», — говорится в иске. Семья Эмденов добивается возврата картины, а также возмещения судебных издержек и убытков.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции