Наследники художника Эгона Шиле, погибшего в Дахау, требуют возврата его картин по закону о реституции
Две работы художника, принадлежавшие погибшему в Дахау еврейскому артисту-комику, пытаются отсудить его наследники. Предыдущие аналогичные иски были отклонены.
Наследники Фрица Грюнбаума, собрание которого насчитывало почти 500 работ, в том числе 81 акварель Эгона Шиле, требуют вернуть им «Женщину в черном фартуке» и «Женщину, закрывшую лицо» 1911 и 1912 годов. Общая стоимость работ, изъятых со стенда лондонского дилера Ричарда Нэги на ярмарке Salon + Design Fair в Нью-Йорке в 2015 году, оценивается примерно в $5 млн. Дело принимает интересный оборот в свете вступления в силу «Закона о реституции искусства, конфискованного во время Холокоста», который устанавливает срок давности — шесть лет с момента обнаружения объекта до подачи иска с требованием его возвращения. Спор за эти акварели практически аналогичен многолетней тяжбе вокруг другого рисунка Шиле из собрания Грюнбаума, которую наследники проиграли, так как слишком поздно заявили о своих правах. Однако главный вопрос и тогда и сейчас другой: действительно ли Грюнбаумы отдали коллекцию нацистам по принуждению?
В 1930-е годы рисунки Шиле принадлежали Фрицу Грюнбауму, артисту кабаре в Вене, который в своих скетчах высмеивал нацистов. В 1938 году, вскоре после захвата Австрии нацистской Германией, Грюнбаума отправили в концлагерь. Тщетно пытаясь выторговать разрешение на выезд из страны для себя и мужа, его жена Элизабет подписала все документы, передав имущество нацистам. Скончался Грюнбаум в Дахау в январе 1941 года. Его супруга была выслана и через год умерла в лагере под Минском. Собрание неожиданно объявилось в 1956 году в Швейцарии на аукционе Eberhard Kornfeld. Тогда на торги было выставлено около 50 работ, владелицей которых, по документам, являлась Матильда Лукаш, сестра Элизабет. Информации о том, где коллекция находилась между 1942 и 1956 годом, практически нет. Многие считают, что она была не конфискована, а спрятана во время войны и уже после попала к Лукаш и ее мужу.
Адвокат Раймонд Дауд, представляющий интересы наследников Грюнбаума, после вступившего в силу «Закона о реституции искусства» надеется, что дело решится в пользу его клиентов. Дауд также пообещал предоставить некие «бесспорные доказательства» изъятия коллекции нацистами. Нэги, в свою очередь, отмечает, что клиенты Дауда уже проиграли в двух арбитражных судах в Австрии и в Федеральном суде в Нью-Йорке. Скептически настроен и Роберт Хольцбауэр, занимавшийся провенансом работ в Фонде Рудольфа Леопольда в Вене. Он сомневается в том, что действительно появились новые свидетельства, и напоминает, что иски с требованием вернуть работы Грюнбаума подавались против Музея Леопольда в 2010 году и Альбертины в 2015 году, однако в обоих случаях были отклонены.