Новости

Наследники еврейки, коллекционировавшей произведения искусства, судятся с Метрополитен-музеем из-за продажи картины Ван Гога, которая, по их словам, была изъята нацистами

20 декабря 2022, 17:00 искусство
Поделиться

Наследники еврейки, коллекционировавшей произведения искусства, судятся с Метрополитен-музеем из-за продажи картины Ван Гога «Сборщики оливок», которая, по их словам, была изъята нацистами, пишет журналистка «Artnet News» Сара Касконе.

В иске, поданном в окружной суд Северного округа Калифорнии, утверждается, что Метрополитен тайно продал картину в 1972 году, чтобы избежать возврата работы Хедвиг Штерн, которая добивалась ее реституции. Сейчас она выставлена в афинском музее, управляемом семейным фондом покойного греческого судоходного магната Василиса Гуландриса и его жены Элизы Гуландрис. Об иске впервые сообщили в «Courthouse News». Штерн бежала из Мюнхена в 1936 году, переехав с мужем и детьми в Беркли, штат Калифорния, спасаясь от преследований. Нацистский режим не позволил ей привезти с собой свою коллекцию произведений искусства и в 1938 году поручил бывшему адвокату Штерн Курту Мосбахеру продать ее имущество, в том числе пять картин. Галерея Таннхаузера — бизнес, который был «ариизирован», когда Пауль Ремер забрал его у бывшего владельца – еврея Джастина Таннхаузера, — продала Ван Гога Штерн вместе с ее Пьером-Огюстом Ренуаром Теодору Вернеру за 55000 рейхсмарок. Денег от сделки Штерн так и не увидела. Вначале они попали на заблокированный счет, что было одним из способов, которым нацисты лишали евреев доступа к их активам. Затем в 1939 году гестапо конфисковало имущество Штерн, в том числе содержимое ее банковских счетов. Вернер также получил картину Гюстава Курбе, принадлежавшую Штерн, которую он отдал в 1955 году, когда понял, что продажа была совершена под принуждением. Но было слишком поздно возвращать Ван Гога или Ренуара, поскольку он уже продал Ван Гога коллекционеру Винсенту Астору в Нью-Йорке в 1948 году. Впоследствии Метрополитен приобрел ее у галереи «Кнедлер» в 1956 году.

Адвокаты наследников Штерн утверждают, что присутствие картины в Германии во время Второй мировой войны должно было само по себе стать тревожным сигналом, и что Метрополитен должен был легко отследить ее происхождение. В отчете, поданном вместе с жалобой, написанном экспертом по изъятым нацистами произведениям искусства и профессором европейской истории в колледже Клермонт МакКенна Джонатаном Петропулосом, утверждается, что музей тайно продал картину в 1970-х годах, потому что осознал незаконные обстоятельства ее первоначальной продажи.

Штерн, которая умерла в 1983 году, провела годы, пытаясь вернуть свои картины, включая встречу в 1951 году с Лейном Фейсоном из Отдела памятников, изящных искусств и архивов армии США в Мюнхене. Во время войны люди из отдела работали над защитой и восстановлением объектов культурного наследия, а затем возвращали их законным владельцам. В жалобе отмечается, что Теодор Руссо, в то время главный куратор Метрополитен-музея, также был одним из специалистов отдела и другом Фейсона. «The New York» Times сообщила о тайной продаже в 1972 году, назвав ее «необычным ходом» и сообщив, что покупателем был Джанни Аньелли, «итальянский промышленник», связанный с галерей «Мальборо». Метрополитен заявил, что продал менее значительные работы, чтобы заполнить более важные пробелы в своих коллекциях. «Мы заменили слабых современных мастеров сильными старыми мастерами», — заявил «Times» тогдашний директор музея Томас Ховинг. Но в результате продажи Метрополитен остался без одной из 15 картин из серии «Оливковые деревья», которые Ван Гог создал во время своего лечения в психиатрической больнице Сен-Реми недалеко от Арля.

В 2002 году Метрополитен получил по завещанию Уолтера Анненберга одну из двух более поздних версий картины «Сбор оливок», которую Ван Гог написал в своей студии, а не на пленэре. Картина Ван Гог была «изъята из продажи в 1972 году, которая была частью более масштабной и широко обсуждаемой попытки собрать средства на приобретение картин», — сообщил Метрополитен «Artnet News» по электронной почте. «Продажа «Сборщиков оливок» соответствовала строгим критериям музея для исключения из коллекции — в частности, было зафиксировано, что работа была признана менее качественной, чем другие работы того же типа в коллекции. В то время как Метрополитен уважительно придерживается своей позиции, согласно которой эта работа вошла в коллекцию и была изъята законно. И в соответствии со всеми руководящими принципами и политикой, музей приветствует и рассмотрит любую новую информацию, которая появится».

Когда Руссо умер, всего через несколько месяцев после продажи, в его некрологе в «Times» сообщалось, что Ван Гог и другие работы были проданы частным дилерам «за, по словам возмущенных искусствоведов, половину их стоимости». Имеются противоречивые сообщения о фактической цене картины, но в 2018 году газета опубликовала некролог другого бывшего куратора Метрополитен-музея, в котором картина оценивалась всего в 250000 долларов. «Единственная разумная причина, по которой Руссо и Метрополитен решили продать картину в 1972 году, заключается в том, что он или другие руководители Метрополитена знали, что это произведение искусства, изъятое нацистами», — написал Петропулос. «Галерея «Мальборо» с ее международными филиалами имела хорошие возможности для незаметного перемещения картины».

Фонд Гуландриса не ответил на просьбу о комментариях. На его сайте в разделе о провенансе картины Штерн не упоминается. Там указаны только предыдущий владелец, Альфред Вольф из Мюнхена, а затем Таннхаузер, Астор, «Кнедлер», Метрополитен и, наконец, галерея «Мальборо». В нем указано, что картина находится в «частной коллекции» с 1972 года. До открытия в 2019 году Афинского музея Фонда Гуландриса, изюминкой которого является картина «Сборщики оливок», наследникам Штерн было трудно отследить точное местонахождение картины. Сложные финансовые операции семьи, подробности которых были раскрыты в результате утечки «Панамских документов», включали офшорные счета и передачу картин подставным компаниям.

Наследники Штерн требуют возвращения «Сборщиков оливок», выручки от продажи произведения Метрополитеном в 1972 году, а также возмещения убытков в размере справедливой рыночной стоимости картины.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции