Наивысший кредитный рейтинг Израиля демонстрирует уверенность в его экономике
Решение Standard & Poor’s (S & P) подтвердить кредитный рейтинг Израиля АА, положительно отразилось на израильской экономике и вселило уверенность в иностранных инвесторов, особенно на фоне ожиданий роста дефицита бюджета в следующем году.
Рейтинг AA от S & P – самый высокий рейтинг, который Израиль когда-либо получал от кредитного агентства, наравне с Чешской Республикой, Эстонией и Катаром. Самый высокий рейтинг – ААА.
На прошедшем 3 февраля заседании правительства премьер-министр Беньямин Нетаньяху высоко оценил «еще одно достижение для израильской экономики», назвав подтверждение S & P кредитного рейтинга, впервые полученного в августе 2018 года, «сильным выражением доверия» стране.
«Стабильный прогноз по Израилю вызван тем, что внешние риски и риски безопасности уравновешиваются перспективами солидного экономического роста Израиля», – сказал представитель S & P, объяснив, что рейтинги поддерживаются процветающей и разнообразной экономикой Израиля, внешним балансом и гибкими рамками денежно-кредитной политики. Компания заявила, что от предоставления еще более высокого рейтинга агентство удержало умеренно высокое бремя государственного долга Израиля в дополнение к «значительным рискам безопасности и геополитическим рискам», исходящим от Сирии и Ирана. S & P ожидает, что экономика Израиля «ежегодно будет расти в среднем чуть более чем на 3% в год к 2022 году», основываясь на частном потреблении на фоне сильного рынка труда, продолжающейся корпоративной инвестиционной активности и устойчивых показателей экспорта услуг.
Дополнительный рост в будущем будет обеспечен после завершения строительства платформы газового месторождения Левиафан и инвестиций Intel. Министр финансов Моше Кахлон сказал, что заявление S & P стало «еще одним доказательством силы израильской экономики и ее глобального статуса» и результатом ответственной налогово – бюджетной политики, проводимой на всех уровнях Министерства финансов. В июле 2018 года рейтинговое агентство Moody’s Corporation также повысило прогноз относительно израильского правительства со «стабильного» до «позитивного», что вселяет надежду на то, что оно может также повысить в этом году суверенный кредитный рейтинг Израиля.
Кредитные рейтинги для стран играют ту же роль, что и кредитные рейтинги для физических лиц, поскольку они оба оценивают кредитоспособность заемщиков и вероятность того, что они погасят свои долги. Вместо того, чтобы заниматься ипотекой или индивидуальными кредитами, крупные инвесторы часто обращаются к национальным кредитным рейтингам, стремясь приобрести государственные облигации или инвестировать за рубежом. Для правительств более высокие рейтинги, вероятно, приведут к более выгодным условиям и более низким процентным ставкам при попытке заимствовать деньги на международном рынке.
В прошлом месяце министерство финансов привлекло рекордные 2,5 млрд. евро (2,88 млрд. долларов) от выпуска двойных траншей государственных облигаций за рубежом. Правительственные 10-летние облигации на 1,25 млрд евро., предлагали процентную ставку 1,5%, а 30-летние облигации – также на 1,25 млрд евро. – предлагали процентную ставку 2,5%. Это стало первым случаем, когда правительство выпустило еврооблигации сроком на 30 лет, став одной из немногих неевропейских стран, сделавших это. Низкие процентные ставки и высокий спрос на долгосрочные облигации достигают максимума около 15 млрд евро. (17,3 млрд. долларов), что безусловно свидетельствует об уверенности иностранных инвесторов в израильской экономике.
В то время как S & P говорит, что ожидает увеличения дефицита государственного сектора в 2019 году до 3,3% ВВП – что приведет к умеренному увеличению государственного долга в качестве доли ВВП – оно прогнозирует снижение дефицита бюджета до уровня менее 3% с 2020 года и, соответственно, чистый государственный долг останется ниже уровня 60% ВВП. Несмотря на то, что в последние месяцы аналитики прогнозировали, что министерство финансов не достигнет своих плановых показателей на конец 2018 года, в январе Кахлон объявил, что Государство Израиль достигло намеченного показателя дефицита государственного бюджета на 2018 год в размере 2,9% ВВП.
Согласно данным, предоставленным министерством, дефицит составил 38,9 млрд. шекелей. В 2017 году дефицит составил 24,6 млрд. шекелей, или 1,9% ВВП. Хотя прошлогодний дефицит был аналогичен дефициту первоначального бюджета, как доходы, так и расходы были выше, чем прогнозировалось в 2018 году, на 0,7 млрд. шекелей, и 1,1 млрд шекелей соответственно.