Новости

Музей в Бруклине рассказывает об ортодоксальных евреях-жертвах Холокоста

15 января 2018, 15:08 сша
Поделиться

Вера и выживание, а не механизмы убийства, являются центральными темами экспозиции нетипичного музея Холокоста в Бруклине. Открытый три года назад мемориальный музей «Амуд эш» расположен вдалеке от туристических маршрутов в непосредственной близости от окраин района. Его цель – рассказ об опыте ортодоксальных евреев во время и после Холокоста. Музейная коллекция включает письма, дневники, фотографии и религиозные предметы, например, потертый талес, который тайно хранил один из заключенных Освенцима. Многие предметы были пожертвованы ортодоксальными евреями, которые не рискнули передать артефакты никакому другому музею, предпочтя хранить их в подвалах и на чердаках, рассказали сотрудники «Амуд эш».

«Отчасти это связано с тем, что их культура отличается от других, и они по большей части не одобряют деятельность музеев, – говорит Шошана Гринвальд, директор фонда. – Но здесь они чувствовали, что это музей, который расскажет их историю».

В коллекцию входит дневник Гилеля Зейдмана из Варшавского гетто, который писал о ежедневной борьбе евреев за то, чтобы выжить и исповедовать свою религию перед лицом ужасающих преследований. «Это хорошо известный дневник, – сказал Довид Рейдель, директор исследовательского отдела музея. – Это оригинал». Семья Зейдмана, пережившего Холокост и умершего в 1995 году, передала дневник музею «Амуд эш», потому что они «чувствовали, что другие музеи будут просто сосредоточены на его общей истории, – сказал Рейдель.  – Они чувствовали, что они не оценят его религиозного измерения».

Располагаясь в настоящее время во временном помещении на нижнем этаже здания медицинской компании, недалеко от городских линий метро, ​​мемориальный музей «Амуд эш» уже давно планирует переехать в более заметное место. Когда музей открылся в отдаленном районе Милл Бейсин, планировалось построить постоянный музей стоимостью 11 млн долларов в районе Боро-парк, где проживает огромное количество ортодоксальных евреев. Шолом Фридман, президент и генеральный директор музея, сказал, что пока не установлена фиксированная дата переезда.

Выставка, которая официально открывается в музее в конце этого месяца, рассказывает малоизвестную историю тысяч евреев, которые нашли убежище в оккупированном Японией Шанхае, в Китае. Группа девушек-подростков из частной еврейской школы, недавно посетившая музей, узнала об истории семьи Валкин, которая бежала из Литвы по Транссибирской магистрали в 1941 году, и сначала обосновалась в Кобе, Япония, а затем в Шанхае. Координатор программы Мирьям Гордон указала на субботние подсвечники, украшенные китайскими иероглифами. «Ежедневная жизнь продолжалась, – сказала она. – Родились дети. Люди женились».

Рассказ о жизни деда сотрудника музея Довида Рейделя, Майка Тресса, также представлен в экспозиции «Амуд эш» благодаря данным о его работе — о попытках обеспечить прибытие европейских евреев в Соединенные Штаты или в другое безопасное убежище. Существует печатный протокол встречи, произошедшей 14 октября 1944 года в Белом доме между первой леди Элеонорой Рузвельт, Трессом и другими активистами-спасателями. Они встретились в Субботу, когда религиозные евреи не должны путешествовать или вести бизнес, отметил Рейдель, добавив: «Когда дело доходит до спасения жизней, это снимает запрет на путешествие или проведение рабочих встреч в Субботу».

Коллеги-сотрудники, работающие в других музеях Холокоста, говорят о необходимости музея, посвященного верующим. «Чем больше возможностей для вовлечения в познание Холокоста, тем лучше», – сказала Элизабет Кубани, пресс-секретарь Музея еврейского наследия «Живой мемориал Холокоста», расположенного в нижнем Манхэттене. Това Розенберг, создатель программы устной истории о Холокосте «Имя, а не номер», сказала, что «Амуд эш» показывает «духовное сопротивление» евреев, которые сохраняли свою религию даже в концентрационных лагерях. «Они стремились сохранить свои религиозные заповеди, несмотря ни на что, – сказала Розенберг. – Об этом очень мало рассказывают другие музеи».

Майкл Беренбаум, ученый, занимающийся вопросами Холокоста, который работал консультантом «Амуд эш» и других музеев, выразил надежду, что «Амуд эш» сможет привлечь внимание своей основной аудитории, а также привлечет более широкую аудиторию, которая мало контактирует с ортодоксальными евреями, проходя мимо них на улице. «Я надеюсь, что многие неевреи и неортодоксальные евреи придут, чтобы увидеть это, так как такая экспозиция – это отчасти мост к пониманию с людьми, которые живут рядом с нами», – сказал он.

Associated Press

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции