Музей Глазго погряз в скандале с произведениями искусства, изъятыми нацистами
Возобновление работы одного из самых престижных музеев Шотландии, реконструкция которого обошлась в 70 миллионов фунтов стерлингов, сопровождалось заявлениями о том, что в его коллекции может даже больше предметов искусства, изъятых нацистами, чем считалось ранее, пишет журналист «The Jewish Chronicle» Пол Друри.
Известно, что две работы из бесценной коллекции Баррелла, подаренной Глазго в 1944 году, были изъяты у немецких евреев в 1930-х годах, а городской совет ранее выплатил их потомкам тысячи фунтов стерлингов в качестве компенсации. Но новая книга куратора музеев Глазго Мартина Беллами «Жизнь коллекционера: Уильям Баррелл» показывает, что теперь можно проследить, что еще больше экспонатов можно отнести к «вынужденным продажам» после прихода к власти Адольфа Гитлера.
Некоммерческая организация «Душа Глазго», которая управляет коллекцией Баррелла, не сообщила, что это за предметы, но теперь признает, что это утверждение верно. Отказ идентифицировать работы был осужден ведущим историком Шотландии сэром Томом Дивайном. Он заявил: «Когда происхождение этих предметов установлено экспертами и кураторами, оно должно быть обнародовано. Вопрос, который задаст общественность, звучит так: «Что им скрывать?» «Я нахожу этот отказ довольно любопытным. Хранители музеев хотят, чтобы правда вышла наружу, причем без прикрас».
Скандальные музейные экспонаты, изъятые у владельцев-евреев, включают швейцарский гобелен начала 16-го века «Посещение» и картину Жана-Батиста-Симеона Шардена «Натюрморт». «Душа Глазго» подтвердила, что, пока гобелен находится в хранилище, а картина Шардена была выставлена 29 марта.
Эфраим Боровски из Шотландского совета еврейских общин заявил: «Я предлагаю отметить, что это вопрос не закона, а морали. Учитывая масштабы Холокоста, возможно, не осталось выживших членов семьи, которые могли бы предъявить официальные иски. «Музеи должны признать сомнительную историю предметов в своей коллекции».
Результаты программы реконструкции стоимостью 70 миллионов фунтов стерлингов были обнародованы 29 марта, когда музей в парке Поллок в Глазго, содержащий коллекцию, собранную миллионером сэром Уильямом Барреллом, снова открыл свои двери впервые за шесть лет. В своей новой книге Беллами и его соавтор Изобель Макдональд рассказывают, что богатый судовладелец сэр Уильям, умерший в 1958 году в возрасте 96 лет, откровенно писал об источнике некоторых своих покупок в небольших ежедневниках с мягкой обложкой, которые он использовал для записей о происхождении, описании и цене, уплаченной за каждый предмет.
В книге добавляется: «Некоторые из использовавшихся практик сегодня не считались бы этичными». В заявлении «Души Глазго» говорится: «Нет ничего, что указывало бы на то, что сэру Уильяму Барреллу сообщали, что предметы, которые он покупал, были получены в результате продаж под давлением».