Новости

Мусор? Нет, это доказательство того, что средневековые евреи ели кошерную пищу

6 апреля 2021, 15:00 Археология
Поделиться

Археологи, работающие на месте снесенных магазинов, расположенных на месте старого еврейского квартала в Оксфорде, были ошеломлены, обнаружив явные доказательства того, что средневековые евреи действительно соблюдали диетические законы кашрута, сообщает «Jewish Chronicle».

Доктор Джули Данн, биомолекулярный археолог из Бристольского университета, работавшая над проектом с 2016 года, говорит, что они были «потрясены» тем, что они обнаружили в многовековой уборной и мусорной свалке. «Обычно можно ожидать смесь костей коровы, овцы, козы и свиньи. Вместо этого мы нашли огромное, реально огромное количество куриных и гусиных костей». Из 171 кости, извлеченной на этом участке, 136 принадлежали домашней птицы. Еще важнее было полное отсутствие свиных костей, коровьих задних конечностей, моллюсков или любой другой некошерной пищи. На этом месте было также найдено более 2000 фрагментов керамики, что позволило доктору Данн и ее коллегам углубиться в диетический мир средневекового еврейства. Используя анализ органических остатков, они смогли идентифицировать определенные виды жира, которые были поглощены керамической посудой 800 лет назад, а затем загерметизировались в глиняной посуде за годы постоянного использования.

«Этот процесс позволяет нам отличать животные жиры от жвачных и нежвачных животных, а также от молочных продуктов, – заявила д-р Данн, – и то, что мы обнаружили, было удивительно точным». Жиры в горшках точно соответствовали результатам исследования костей. Мало того, что не было никаких следов некошерной пищи, не было никаких доказательств того, что мясо и молоко хранились в одних и тех же сосудах. Эти результаты действительны только для той территории, где жили евреи, и только для того периода, когда евреи жили в средневековой Англии. Помимо точных границ этого района и этих дат, с 8-го по 18-й век, это был непрерывный некошерный «карнавал».

До сих пор было на удивление мало убедительных доказательств, подтверждающих предположение, что евреи в средневековой Англии ели кошерную пищу. Благодаря сохранению еврейских рукописей, контрактов и документов о собственности колледжами и библиотеками Оксфорда документальная информация о средневековой общине Оксфорда чрезвычайно богата. Но практически все физические следы этого когда-то процветающего еврейства исчезли после изгнания в 1290 году. Кроме того, в торговом центре современного города на протяжении столетий неоднократно велись земляные работы. Коммерческие застройщики уже достигли заключительных этапов получения разрешения на строительство, и только в последний момент историк Пэм Маникс и доктор Эви Кемп, члены Оксфордского комитета по еврейскому наследию, обратились к археологам с просьбой, которая дала археологам необходимое время.

«Оксфордский фонд охраны природы связался с нами всего за несколько дней до последней встречи, – вспоминает доктор Маникс, – и спросил, буду ли я присутствовать и выдвину ли возражения». Доктора Маникс не нужно было уговаривать. Эксперт по средневековому еврейскому Оксфорду, она ранее помогла определить местонахождение первого еврейского кладбища в Оксфорде (ныне под колледжем Магдалины) и башни Святого Георгия в замке, где в 1278 году евреи были заключены в тюрьму по обвинению в обрезании монет. Потратив годы на картографирование еврейской собственности в 12 и 13 веках, она точно знала, насколько значимым было это место с еврейской точки зрения. «Я сразу поняла, что это была удивительная возможность. Впервые за несколько десятилетий это место было открыто, и оно находилось прямо на территории поместья под названием Джейкобс-Холл, принадлежавшего Джейкобу Оксфордскому, одному из самых влиятельных евреев в Англии».

Джейкобс-Холл был одним из пяти огромных каменных особняков еврейских магнатов, которые когда-то стояли по обе стороны Большой еврейской улицы, ныне Сент-Олдейт. Его большой подземный сводчатый зал, возможно, служил синагогой до 1228 года, а в здании, возможно, также размещались ешива и миква. Джейкобс-Холл просуществовал до 1644 года как студенческое общежитие, принадлежащее Мертон – колледжу. Сам Джейкоб был крупным владельцем недвижимости и застройщиком в Оксфорде, который спроектировал и построил первое студенческое общежитие в Оксфорде (сейчас здесь находится Исторический музей), которое он продал в 1267 году Уолтеру де Мертону, основателю Мертон-колледжа. В последние годы жизни он занимал престижный пост Хранителя Золота Королевы. Но это не помешал королеве лишить вдову и сыновей Джейкоба их наследства, когда он умер в 1277 году.

Семья Джейкоба из Оксфорда была чрезвычайно выдающейся, Ротшильдами средневековой Англии, восходящие к раввину Симеону Великому из Майнца. Его отцом был великий средневековый ученый, магистр Мозес из Лондона.

После вмешательства доктора Маникс строительные работы на участке были приостановлены ​​на четыре месяца, чтобы можно было провести надлежащие археологические раскопки. Первоначальное волнение быстро сменилось разочарованием, когда выяснилось, что единственной частью Джейкоб-Холла, которую можно было исследовать, был задний двор, содержащий только мусор и уборную – другими словами, помойку и туалет. Но то, что казалось тупиком, оказалось сокровищницей. «Сначала я была удручена, – призналась доктор Маникс, – но археологи были в восторге. Говоря о том, что может раскрыть мусор, мы поняли, что он может предоставить действительно ценную информацию о диетических привычках средневековых евреев». Никто из них не ожидал, насколько ценную.

Как заметила доктор Данн: «Наука, археология, документы – все это прекрасно сочетается друг с другом». Евреи в средневековой Англии во многом были неотличимы от своих соседей – неевреев. Они жили бок о бок с христианами, одевались в одну одежду, ходили по одним улицам, делали покупки и торговали на одних и тех же рынках. Даже после 1218 года, когда всем евреям в Англии было приказано носить на своей верхней одежде значок со скрижалями закона, многие люди и общины просто не обращали на это внимания. Что решительно отличало евреев, так это их религия. И эти данные убедительно доказывают, что это распространялось на то, что они ели.

Есть только три других примера, свидетельствующих о том, что евреи придерживались кашрута, причем все из континентальной Европы, а не из Англии. Это первое твердое свидетельство того, что евреи, жившие в Англии в 12 и 13 веках, строго соблюдали еврейские диетические законы, и, как говорит доктор Данн, «впервые соблюдение религиозной диеты было обнаружено с использованием фрагментов керамики». Доктор Маникс, например, ликует. «Я думала, что выдаю желаемое за действительное, говоря о том, что мы собираемся найти что-то столь выдающееся. Тот факт, что мы вытащили всю эту информацию из мусора и уборной, просто поразителен». Но как гласит еврейская пословица: «Лучше унция удачи, чем фунт золота».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции