Новости

Мультимедийная выставка «Периферия» привлекает внимание к маргинализированным канадским евреям

8 апреля 2022, 16:00 культура
Поделиться

Сара Якоби-Харрис родилась в Торонто в семье еврейки и чернокожего ямайца, пишет журналист «The Times of Israel» Роберт Сарнер.

Последние 10 лет она изучает еврейскую идентичность. Во время учебы в университете она сняла короткометражный фильм «Кто такой еврей?» в качестве дипломного проекта, а в 2020 году она стала соучредителем организации «Нет молчанию о расе», чтобы помочь сделать еврейскую общину Канады, более открытой для тех, кто находится за пределами мейнстрима. Теперь, под эгидой Еврейского архива Онтарио, входящего в UJA-федерацию Большого Торонто, Якоби-Харрис руководила кинематографической частью фото- и кинопроекта под названием «Периферия», который освещает часто упускаемый из виду многоэтнический и многорасовый плюрализм в местной еврейской общине. В нем представлены лица и голоса тех, кто ищет признания у своих собратьев – евреев, столкнувшись с безразличием и непониманием, если не с прямой дискриминацией.

««Периферия» способствует давно назревшим дискуссиям в нашей общине и за ее пределами о том, кто такие евреи и насколько мы этнически разнообразны», — заявила Якоби-Харрис «The Times of Israel» во время недавнего интервью. «Этот проект посвящен переосмыслению еврейской жизни и еврейской идентичности таким образом, чтобы члены еврейской общины могли по-настоящему самореализоваться». За последние несколько месяцев люди, входящие в Еврейский общинный центр Проссермана сталкивались с фотовыставкой «Периферия» в главном вестибюле. Она состояла из больших цветных портретов людей, обычно не связанных с еврейской жизнью в Канаде. 10 мужчин и женщин, изображенных на фотографиях, расширяют обычное представление о еврейской идентичности. Их двухрасовое / многонациональное происхождение включает чернокожих/ африканцев, выходцев с Ближнего Востока, Азии, Карибского бассейна и Латинской Америки. Аннотация описывала фотографии, сделанные фотографом из Торонто Лиат Ахарони, как «представляющие целый ряд переживаний, связанных с изоляцией, принадлежностью, расизмом, единством и равенством внутри еврейской общины».

Цитаты под каждым портретом добавляли контекст, делая фотографии более запоминающимися. Слова Аши Аллен-Сильверштейн, отец которой еврей, а мать чернокожая, отражают цель «Периферии»: «Как община, давайте поговорим о расе. Давайте поговорим о евреях смешанного происхождения. Давайте поговорим о том, как не отказывать людям в их идентичности. Давайте поговорим об инклюзивности». Выставку, завершившуюся в конце марта, можно будет посмотреть онлайн, как и сопровождающий ее документальный фильм, поскольку они теперь станут частью постоянной коллекции Еврейского архива Онтарио (OJA).

Те, кто появляются на выставке, оживают в 27-минутном фильме, затрагивающем явно деликатную для интервьюируемых тему, где показаны недостаточно представленные в общине меньшинства, Актер Нобу Адильман называет себя «еврейцем», так как его отец канадский еврей, а мать японка. «Что делает еврея евреем?» спрашивает он. «Что нужно знать, чтобы быть евреем? Как еврейская община, давайте бросим вызов идее о том, что значит быть евреем, и развеем этот миф о том, что есть один способ быть евреем». Как и другие персонажи фильма, Сара Аклилу помнит о своих корнях. «Я еврейка, эфиопка и канадка», — говорит она. «Когда я росла, моя еврейская идентичность всегда подвергалась сомнению: «Ты еврейка?» Это заставляло меня сомневаться в том, кто я на протяжении всей моей жизни. Я знаю, что я еврейка. И чувствую, что мне не нужно объяснять, что я еврейка».

«Периферия» возникла, когда OJA стремился расшириться, чтобы лучше отражать общину, которой он принадлежит. «Как архив, мы хотели бы быть как можно более репрезентативными для широкой еврейской общины», — говорит Донна Бернардо-Сериз, инициатор проекта и управляющий директор архива, которая сама не является еврейкой. Бернардо-Сериз работает в OJA с 2007 года. «После оценки того, где есть пробелы в наших коллекциях и какие голоса не были охвачены, мы увидели, что сефардские, ЛГБТ+, ультраортодоксальные сообщества и цветные евреи не были хорошо представлены в наших фондах. В последние годы мы пытались восполнить некоторые из этих пробелов. Отсутствие цветных евреев в архивах было проблемой, и ее нужно было решить», — говорит она.

Два года назад план OJA по сосредоточению внимания на цветных евреях приобрел большую важность и актуальность в связи с событиями в Соединенных Штатах. «Мы всегда собирались протянуть руку помощи и начать собирать их истории в архив», — говорит Бернардо-Сериз. «Но в 2020 году, с тем, что происходило в мире вокруг античерного расизма после убийства Джорджа Флойда, многие организации в Северной Америке активно боролись с ним, в том числе программа «Нет молчанию о расе» в еврейской общине. Она была создана для того, чтобы обратиться к опыту цветных евреев внутри общины».

Бернардо-Сериз обратилась к Якоби-Харрис после того, как услышал ее рассказ о работе программы «Нет молчанию о расе» на заседании Совета еврейской общины в центре города. «Я подумала, что это отличная организация для сотрудничества», — говорит Бернардо-Сериз. «У них были идеи, которое мы хотели распространить, и они могли помочь нам с нашими инициативами по сбору документов о многорасовой и многоэтничной еврейской общине». Она предложила Якоби-Харрис идею фотовыставки, как способ побудить людей жертвовать свои материалы для OJA, и рассказать их истории в общине. Якоби-Харрис приветствовала сотрудничество, но предложила добавить элемент в виде фильма, чтобы рассказывать отдельные истории с помощью интервью.

На участие в проекте Якоби-Харрис, выросшей в еврейской общине Торонто, повлиял ее личный опыт. «Я была в еврейской жизни и уходила из нее, но это был интересный смешанный опыт», — говорит она. «Это было уединением — не видеть людей, похожих на тебя. У меня было много вопросов, например: «Какой ты еврей? Кто из твоих родителей еврей? Почему ты здесь?» Многие из этих вопросов ведут к микроагрессии, большому количеству вопросов и оспариванию моего еврейства и моей еврейской идентичности». В начале 2021 года, получив финансирование от «UJA Kultura Collective», Якоби-Харрис собрала команду и привлекла людей, недостаточно представленных в общине, для фотографирования и видеосъемки. Помимо чернокожих евреев, в нее вошли евреи смешанного происхождения, человек, обратившийся в иудаизм и пара иммигрантов – геев из Бразилии.

Тот факт, что в Торонто был введен режим строгой изоляции из-за Covid-19, все усложнил, поскольку социальное дистанцирование на месте и ношение масок повлияли на фотографирование и съемку интервью. «Помимо соблюдения правил в связи с пандемией Covid-19, я беспокоилась о том, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, рассказывая свою историю, даже если это некрасивая история и есть аспекты, о которых им может быть сложнее говорить», — говорит Якоби-Харрис. Я спросила себя: «Как сделать так, чтобы наши участники почувствовали, что мы будем относиться к их истории и их опыту с уважением, заботой и любовью. А также с желанием привлечь больше внимания к этим проблемам в нашей общине?»

Фильм соответствует этому пожеланию. Родители Ариэллы Дэниелс, евреи из Индии, говорили своим детям, когда они воспитывали их в Торонто, что их происхождение может быть потенциальной проблемой. «У моих родителей было два неприятных разговора с нами, — говорит Дэниелс на камеру. «Один был об антисемитизме. Другой был о дискриминации, с которой мы можем столкнуться в еврейской общине как «цветные»». Аша Аллен-Сильверштейн так же откровенна. «Если вы выглядите черным, как я, вы идете по жизни как черный человек», — говорит она как ни в чем не бывало. «Люди не смотрят на меня и не думают, что я еврейка. Никогда. Я не думаю, что это когда-либо произойдет. Так что долгое время я предпочитала быть чернокожей. Бывают моменты, когда я чувствую себя самозванкой, потому что я не воплощаю то, что люди ожидают от тебя, чтобы ты выглядел или был как еврей. Вы знаете, что большую часть времени они будут немедленно подвергать сомнению или почти игнорировать вашу еврейскую идентичность».

Танцовщица Максин Ли Эващук, проходящая гиюр, представляет в фильме другую точку зрения, имея ирландские, польские, украинские и корейские, но не еврейские корни. «Могу ли я сказать, что я еврейка?» – спрашивает она. «Когда я смогу сказать, что я еврейка? Всегда ли нормально говорить, что я еврейка, до того, как я полностью пройду гиюр, даже если в своей повседневной жизни я веду себя очень по-еврейски? Иногда я говорю, что я еврейка проходящая гиюр, и это довольно комфортно».

В совокупности те, кто представлен в «Периферии», призывают еврейскую общину Торонто к действиям по просвещению в вопросах еврейского этнического разнообразия и большей инклюзивности. «Если мы не включим весь спектр того, что возможно в еврейской общине, мы многое упустим», — говорит Аллен-Сильверстейн. «Впустите людей. Давайте не будем такими закрытыми, чтобы люди действительно имели представление о том, что такое еврейская диаспора».

Даниэль Сурани, родители которого из Багдада и который на камеру называет себя «гордым, веселым иракским евреем», также выступает за большую напористость. «Если вы чувствуете себя на периферии, поднимите руку и найдите место, где ваш голос будет услышан», — говорит он. «Никто не должен думать, что я должен либо соответствовать тому, что уже есть, либо просто молчать. Я не думаю, что именно так мы останемся сильными как еврейская община».

Во многих отношениях повышенная чувствительность еврейской общины к проблеме разнообразия, инклюзивности и справедливость среди евреев отражает аналогичный феномен в канадском обществе в целом, в котором больше признают и приспосабливают жизнь к потребностям меньшинств всех видов, от инвалидов до иммигрантов и трансгендеров. Якоби-Харрис, которая сейчас работает над распространением фильма и его представлением на кинофестивали, вместе с OJA также разрабатывает учебную программу по «Периферии», которая будет использоваться в качестве образовательного ресурса в еврейских и нееврейских школах в Северной Америке, чтобы молодые люди лучше знали и принимали меньшинства, чем многие из их родителей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции