Министр здравоохранения Израиля Яаков Лицман уходит в отставку
Министр здравоохранения Яаков Лицман 24 ноября сообщил премьер-министру Беньямину Нетаньяху о своем решении уйти в отставку после того, как правительство подписало соглашение о продолжении работы по сооружению инфраструктуры на железнодорожных линиях в Шаббат.
Правительство теперь пытается заключить сделку, согласно которой Лицман, возглавляющий хасидскую фракцию в ультраортодоксальной партии «Яадут аТора» (UTJ), уйдет с поста министра здравоохранения, но его партия с шестью мандатами останется в коалиции Нетаньяху.
Министр социального обеспечения Хаим Кац, министерство которого является главным регулятором рабочей силы страны, объявил утром 24 ноября, что он санкционировал работу, которая будет проводиться в еврейский день отдыха, потому что неспособность сделать это может поставить под угрозу жизни. «После тщательного изучения я санкционировал только существенную работу по обеспечению безопасности железнодорожного транспорта, и если бы она не была проведена, это могло бы поставить под угрозу жизни, – заявил Кац. – Это решение отражает понимание чувств религиозной общественности, с одной стороны, и поддержание жизни пассажиров поезда в воскресенье». «В течение прошедшего года каждый уик-энд я взвешивал потребности железных дорог против святости Шаббата, и все проходило спокойно», – сказал Кац израильскому радио, добавив, что он не знает, почему этот Шаббат внезапно стал проблемой, которая потребовала отставки Лицмана. Вскоре после комментариев Каца, Лицман сказал Нетаньяху, что он уходит, и официально подаст просьбу об отставке 26 ноября. Он обратился к своему религиозному лидеру раввину Яакову Арье Альтеру, главе движения гурских хасидов, который постановил, что такая работа недопустима в Шаббат, сообщает Hadashot (ранее Второй канал). В ультраортодоксальной газете Hamodia, которой владеет Лицман, он написал: «У нас, как старших партнеров в коалиции, также есть важные для нас вопросы … Ради обязательства сохранить еврейские ценности государства, мы находимся в правительстве, влияя на него». В заявлении говорится, что партия планирует продолжать оказывать влияние на правительство, то есть не покинет правящую коалицию даже после того, как Лицман уйдет в отставку.
По имеющимся данным, инфраструктурные работы, запланированные на предстоящие выходные, сложны и требуют участия более 100 рабочих-евреев, что является особенно сложным вопросом для ультраортодоксальной партии. В прошлом подобные кризисы решались с помощью разовых компромиссов, когда использовались только рабочие-неевреи, но это, как сообщается, невозможно для предстоящего проекта из-за характера работы, которая включает в себя модернизацию системы сигнализации поезда и требует определенных сотрудников с определенными техническими навыками, которых не так легко заменить. По данным Армейского радио, работы также будут производиться при помощи немецких инженеров, которые прибыли в Израиль, чтобы работать над сигнальной системой в выходные дни.
Член коалиции депутат Кнессета Мерав Бен-Ари из партии «Кулану» высоко оценила деятельность Лицмана как министра здравоохранения. «Лицман был прекрасным министром здравоохранения. Очень огорчает, что он больше не будет частью правительства, – написала она в Twitter. – Я понимаю его решение, но оно все еще разочаровывает. Будучи профессионалом, он честный, порядочный и хороший человек». Однако члены оппозиции приветствовали отставку Лицмана. «Лицман первым обнаружил, что выборы идут полным ходом … каждый дополнительный день, когда это правительство остается у власти, противоречит общественным интересам большинства израильтян», – сказал Йоэль Хасон, депутат от Сионистского блока. Руководитель партии МЕРЕЦ Заава Гальон приветствовала решение о проведении работы в Шаббат. «Мы должны помнить, что UTJ держит палку с обоих концов. Она все еще сидит в коалиции», – сказала она. Генеральный директор движения Hiddush Ури Регев в своем заявлении сказал, что следует прочесть благословение за то, что правительство избавилось от Лицмана. «Прискорбно, что Лицман поддался давлению своего хозяина, Ребе из Гура, но Нетаньяху отказывается отвечать на пожелания общественности, которая проголосовала за него, и не хочет правительства без ультраортодоксальных партий», – сказал он.
23 ноября Лицман сказал Армейскому радио, что проведение инфраструктурных работ в еврейский день отдыха не является необходимым, и обвинил Израильские железные дороги в создании кризиса. «Железнодорожники обманывают нас – железная дорога решила сделать Шаббат национальным днем ремонта. Могу вас заверить, вся работа также может быть выполнена не в Шаббат», – сказал он. «Я надеюсь, что ситуация будет разрешена, – сказал Лицман радиостанции 23 ноября. – Я не хочу осквернения Шаббата, и я не хочу [новых] выборов».
В последние годы Израильская железная дорога осуществила ряд крупных проектов, включая новую высокоскоростную линию Тель-Авив-Иерусалим и генеральные модернизации существующих линий. Должностные лица компании говорят, что строительные работы и работы по техническому обслуживанию в течение выходных помогают избежать значительных задержек в напряженном расписании будних дней. Работа над железнодорожной инфраструктурой в Шаббат вызвала ряд споров между Нетаньяху и ультраортодоксальными членами его коалиции, несмотря на то, что премьер-министр согласился запретить все проекты строительства в выходные дни в соглашении, заключенном сторонами до выборов 2015 года. В прошлом году ультраортодоксальные политики пригрозили свергнуть коалицию, если работа на железнодорожных линиях продолжится во время Шаббата, вызвав негодование среди пассажиров, страдающих от длительных задержек и отмены рейсов после того, как Нетаньяху поддался давлению и приказал прекратить работу. В июне министры уступили постоянному давлению со стороны ультраортодоксальных партий ШАС и «Яадут аТора», отменив работы по выходным на железнодорожных линиях на юге Израиля. В свое время Нетаньяху, Кац и главы ультраортодоксальных партий согласились отменить запланированную работу в пользу сохранения “статус-кво” запрета на работу в Шабат.