Новости

Метрополитен-музей тайно продал картину Ван Гога стоимостью 70 миллионов долларов, изъятую нацистами

21 сентября 2023, 13:00 искусство
Поделиться

Метрополитен-музей обвиняется в «тайной» продаже шедевра Ван Гога, изъятого у евреев, спасавшихся от нацистов, и попытке организовать сокрытие продажи, пишет журналистка «New York Post» Изабель Винсент.

На музей подала в суд еврейская семья, которая владела «Сбором оливок» до Второй мировой войны и хочет вернуть его. Картина может стоить 70 миллионов долларов. Она была куплена Метрополитеном в 1956 году у Брук Астор — светской львицы, умершей в возрасте 105 лет в 2007 году, — затем тайно продана в 1972 году и исчезла из поля зрения публики и появилась только в 2019 году в каталоге недавно открытой галереи в Афинах, Греция. Это событие позволило семье коллекционера – еврейки Хедвиг Штерн, умершей в 1987 году, собрать воедино то, что, как они теперь утверждают, произошло. Теперь девять наследников Штерн предъявляют иск как Метрополитену, так и управляющим греческого музея, Фонду Василиса и Элизы Гуландрис, в федеральном суде Северной Калифорнии с требованием вернуть картину, заявляя, что они стали жертвами десятилетий сокрытия и лжи.

Метрополитен оспаривает это дело, заявляя, что понятия не имел, что картина была изъята нацистами.

В число девяти истцов входят внуки и приемные внуки Штерн, которые сейчас живут в Окленде и Лос-Анджелесе, Калифорния, штате Вашингтон и Израиле. Их адвокат отказался от комментариев. Это дело угрожает раскрыть секретные материалы Метрополитен-музея об одном из его самых легендарных кураторов Теодоре Руссо, который покупал и продавал Ван Гога.

Штерн и ее семья вели богатую жизнь в Мюнхене. Но они были вынуждены бежать от нацистских преследований и не смогли взять с собой свою коллекцию, в том числе Ван Гога и Ренуара. «Сбор оливок», написанный голландским художником в 1889 году, незадолго до его смерти, был куплен Штерн, наследницей и женой врача, в 1935 году в мюнхенской галерее Генриха Таннхаузера, пополнив ее коллекцию импрессионистов. Но когда она, ее муж и шестеро детей попытались бежать от нарастающей волны нацистских преследований в 1936 году, гестапо не позволило им взять «Сбор оливок». Они нашли убежище в Америке, но ее потомки говорят, что их подвел нью-йоркский Метрополитен-музей.

В 1948 году сын Таннхаузера Джастин привез картину в Нью-Йорк и продал ее Винсенту Астору, чей отец – финансист, Джон Джейкоб Астор IV, погиб на «Титанике». И который в 1953 году женился на светской львице Брук Рассел. Согласно судебным документам, в 1955 году Брук Астор обратилась в манхеттенскую галерею «Кнодлер&Ко» с просьбой продать картину Ван Гога музею. Руссо, куратор Метрополитен-музея, одобрил покупку за 125000 долларов, хотя галерея «Кнодлер» числилась в списке торговцев изъятыми еврейскими сокровищами составленном Госдепартаментом. «Сбор оливок» также оказался в отдельном списке изъятых произведений искусства, поскольку Штерн пыталась вернуть картину после войны, путешествуя в Мюнхен и Вашингтон для встречи с американскими чиновниками, но «безуспешно». И Руссо знал правду о картине, говорят потомки Штерн, потому что он был частью элитного подразделения, известного как «Охотники за сокровищами», которое выслеживало и возвращало украденные нацистами произведения искусства, когда союзные войска свергли гитлеровский режим.

Офицер ВМС США, он работал в Управлении стратегических служб, предшественнике ЦРУ, и до 1946 года расследовал изъятие произведений искусства нацистами. «Он был одним из мировых экспертов по изъятым произведениям искусства», — утверждает семья Стерн. «В тот момент на арт-рынке было множество изъятых нацистами произведений искусства», — рассказал Майкл Гросс, автор книги «Галерея мошенников: тайная история похоти, лжи, жадности и предательств, которые создали Метрополитен-музей». «Раскрытие провенаса было далеко не таким сложным, как сейчас», — заявил он «The Post». Потомки Штерн утверждают, что Руссо обошел правила Госдепартамента, которые предупреждали бы музеи о покупке. Затем, по их словам, в 1972 году Руссо обратился в галереи Мальборо с просьбой организовать тайную продажу за нераскрытую сумму, которая, по данным Метрополитена, составила более 75000 долларов. Продажа держалась в секрете в течение нескольких месяцев, а затем Ассоциация арт-дилеров Америки осудила ее как «злоупотребление общественным доверием», как сообщила тогда газета «New York Times».

Тогда Метрополитен заявил, что это «меньшая по ценности работа», продаваемая для покупки картины Веласкеса за 5,5 миллиона долларов. Но семья Штерн утверждает, что это ложь; эта картина была куплена в 1971 году на деньги спонсоров, в том числе и Брук Астор. Аналогичная работа Ван Гога — «Деревянные хижины среди оливковых деревьев и кипарисов» — продана на аукционе в 2021 году более чем за 71 миллион долларов.

Руссо умер в 1973 году, и Метрополитен приказал закрыть доступ к его документам до 2073 года, что, по словам семьи Штернов, позволит музею сохранить в тайне правду о картине Ван Гога на десятилетия вперед. По словам потомков Штерн, право собственности на картину до сих пор неясно, поскольку предполагаемым покупателем 1972 года был греческий миллиардер Василиас Гуландрис и его жена Элиза. Гуландрис и его жена Элиза, умершая в 2000 году, создали фонд, который в 2019 году открыл музей для демонстрации своей коллекции. В его каталог входил «Сбор оливок», который семья Штерн теперь хочет вернуть себе. Фонд пары включил «Сбор оливок» в каталог своего нового афинского музея за 2019 год, но не заявил, что картина принадлежит паре, и не раскрыл данные о том, что картиной владела Штерн. Фонд 20 сентября отказался комментировать ситуацию через пресс-секретаря, сославшись на судебный процесс. В заявлении Метрополитен-музея говорится, что во время владения картиной Метрополитен-музеем не было никаких данных о том, что она принадлежала семье Штерн, и добавляется: «эта информация стала доступна только через несколько десятилетий после того, как картина покинула коллекцию музея».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции