Месторождения природного газа обеспечивают Израилю политическую поддержку в регионе
Спустя десятилетие после открытия месторождений природного газа у побережья Средиземного моря, Израиль начинает чувствовать геополитическую поддержку. Его вновь обретенные богатства способствовали установлению экономических связей с соседями, укреплению отношений с арабскими союзниками и наведению новых мостов в исторически враждебном регионе – даже без существенного продвижения к миру с палестинцами.
Включение Израиля на прошлой неделе в Газовый форум Восточного Средиземноморья в Каире – консорциум, целью которого является сокращение расходов на инфраструктуру и снижение цен, – ознаменовало первый случай, когда арабские страны приняли еврейское государство в такой региональный альянс, что вызвало воодушевление в Израиле по поводу того, что его давняя надежда на заключение «экономического мира» с Египтом и Иорданией, может воплотится в реальность. «Я думаю, что это самое значительное экономическое сотрудничество между Египтом и Израилем с момента подписания мирного договора 40 лет назад», – заявил агентству Associated Press во время своего визита министр энергетики Юваль Штайниц. «Мы ясно видим, что открытие значительных газовых месторождений в восточной части Средиземного моря имеет также политическую ценность, потому что объединяет всех нас … для сотрудничества друг с другом».
Форум, в котором также задействованы Кипр, Греция, Италия и Палестинская администрация, призван стать своего рода мини-ОПЕК и показывает, как Израиль превращает свои вновь обретенные запасы газа в мощный инструмент для расширения своей интеграции в регион, который все больше и больше считает, что не Израиль, а Иран и Турция, являются его величайшими соперниками. С ожидаемым ростом добычи газа Израиль планирует освободиться от использования угля, что обеспечит как экономический, так и политический подъем.
В ближайшие месяцы Израиль начнет экспортировать газ в Египет в рамках подписанного в прошлом году соглашения на сумму 15 миллиардов долларов на поставку 64 миллиардов кубометров газа в течение 10 лет, что поможет превратить Египет в региональный энергетический центр. Первые партии будут поступать с уже разрабатываемого месторождения «Тамар», а затем с гораздо более крупного месторождения «Левиафан», которое должно быть запущено позднее в этом году. Израиль уже поставляет газ палестинцам и Иордании, с которыми израильская компания Delek Drilling и ее американский партнер, Noble Energy, подписали свое первое экспортное соглашение в 2016 году – соглашение на 10 миллиардов долларов на 15 лет о поставке 45 миллиардов кубометров газа.
«Это дает Израилю дополнительный аргумент в его отношениях с соседними странами. Когда вы добавляете экономический аспект к сотрудничеству в области безопасности, это укрепляет связь и придает ему стабильность», – сказал Одед Эран, бывший посол Израиля в Иордании и в Европейском союзе, а также старший научный сотрудник Тель-авивского института исследований национальной безопасности. «Это имеет геостратегические последствия». Тем не менее он сказал, что одних экономических интересов недостаточно для полной интеграции Израиля на Ближнем Востоке. По его словам, арабские страны, не имеющие официальных мирных соглашений с Израилем, должны увидеть хоть какой-то прогресс на палестинском фронте, прежде чем нормализовать отношения с Израилем. У Израиля есть мирные соглашения только с двумя арабскими странами – Египтом и Иорданией. Но потепление в отношениях с Израилем остается непопулярным на большей части арабской улицы, а экспорт газа вызвал протесты в Иордании.
Сами палестинцы также рады, что их пригласили в консорциум. Они надеются разрабатывать свои собственные газовые месторождения у побережья Газы, но пока международные соглашения требуют от них закупки топлива у Израиля. Самир Абдалла, бывший министр экономики Палестины, сказал, что они импортируют газ из Израиля «потому что у нас нет альтернативы, но как только мы сможем изменить это, мы, конечно, это сделаем». Несмотря на это, газ помог Израилю сблизиться с арабскими правительствами, которые разделяют его озабоченность в связи с растущей иранской угрозой в регионе. Он оказал аналогичное воздействие на укрепление союзов Израиля со средиземноморскими странами, которые также имеют сложные отношения с Турцией.
После того, как Noble Energy обнаружила огромные газовые месторождения в израильских и кипрских водах, Кипр в 2010 году внезапно запретил турецким флотилиям пытавшимся взломать израильскую военную блокаду Газы, использовать свое побережье. Это ознаменовало ошеломляющий поворот после нескольких месяцев закрывания глаз на корабли, которые создавали дипломатический кошмар для Израиля. В то время кипрские чиновники заявили, что судам, направляющимся в Газу, запрещено выходить в море из-за «жизненно важных национальных интересов». С тех пор отношения между двумя странами серьезно улучшились. В настоящее время Израиль проводит ежегодные трехсторонние встречи на высшем уровне с Грецией и Кипром, которые стали его воротами на Запад. Обе страны также проводят совместные военные учения с Израилем, и, находясь всего на несколько минут полета дальше чем Турция, они заменили ее в качестве предпочтительного места отдыха израильтян.
Недавно страны заявили, что подпишут соглашение по проекту строительства трубопровода для транспортировки природного газа из Восточного Средиземноморья в Европу стоимостью 7 миллиардов долларов. «Обнаружение запасов углеводородов в Восточном Средиземноморье стало толчком для запуска механизмов трехстороннего сотрудничества, поскольку мы полностью признаем, что энергетическая безопасность жизненно важна для политической и экономической стабильности наших стран», – сказал министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидес. «Я лично убежден, что углеводороды в Восточном Средиземноморье могут стать тем, чем стали уголь и сталь для Европейского сообщества».
Эран, бывший израильский дипломат, предостерегал от того, чтобы вкладывать так много в то, что он назвал «экономической авантюрой», у которой изначально не было стопроцентной гарантии успеха. Даже после недавних открытий, говорит он, местных резервов все еще недостаточно для создания достаточно сильного экономического рычага, чтобы бросить вызов мировым поставщикам энергии. Тем не менее, преимущество ситуации, когда Израиль наконец-то получил собственные природные ресурсы, было настолько привлекательным, что израильское правительство продвигалось вперед в этом направлении, несмотря на жесткую внутреннюю оппозицию из числа экологических и социальных активистов.
Критики, в том числе известные оппозиционные депутаты, говорят, что спорное соглашение 2016 года о роялти было написано в пользу энергетических магнатов, а в последнее время местные активисты призывают Noble Energy переместить предлагаемую газовую буровую установку от береговой линии дальше в море, опасаясь того, что они называют катастрофическими последствиями распространения токсичной воды и загрязненного воздуха на их дома. Noble и израильское правительство называют это безответственной кампанией запугивания и противопоставили ей агрессивную рекламную кампанию, превозносящую достоинства «Левиафана», который они назвали «национальным проектом».