Новости

Мэра Дюссельдорфа раскритиковали за отмену выставки о еврейском арт-дилере

3 декабря 2017, 17:00 искусство
Поделиться

Мэр Дюссельдорфа оказался под огнем критики после того, как отменил выставку, рассказывающую о еврейском арт-дилере Максе Стерне, который был вынужден ликвидировать свою галерею там после того, как нацисты пришли к власти перед Второй мировой войной. К критике решения об отмене выставки, которая была запланирована в Городском музее на февраль, присоединился министр культуры Германии.

Выставка, организованная кураторами в Германии и в Канаде, была призвана отдать дань уважения жизни и наследию Макса Стерна, который покинул Германию в 1938 году и, в конце концов, поселился в Монреале. Но городская администрация Дюссельдорфа внезапно отменила выставку после трех лет подготовки, сославшись на «текущие требования к информации и реституции в немецких музеях в связи с Галереей Макса Стерна».

Мэр Томас Гейсель не объяснил свои возражения подробно, но его беспокойство, похоже, было сосредоточено на перечислении, в рамках выставки, работ, которые находились в собственности Стерна, и некоторые из которых хранятся в немецких музеях. Гейсель сказал, что хочет полного, научного расследования истории этих произведений, прежде чем они будут обсуждаться публично.

Местные еврейские организации и соорганизаторы выставки в Израиле и Канаде выразили тревогу по поводу отмены. «Это разочаровывающее решение, – сказал Ниссим Таль, генеральный директор Музеев Хайфы в Израиле. – Мы считаем, что история Макса Стерна не должна быть забыта». Выставка «Макс Стерн – из Дюссельдорфа в Монреаль» должна была отправиться в Хайфу в сентябре и в Музей МакКорда в Монреале в 2019 году. Город заявил, что вместо выставки планирует провести следующей осенью международный симпозиум по наследнию Стерна. В другом заявлении мэрии говорилось, что существуют «бесчисленные работы связаны с арт-дилером Максом Стерном» и «каждая работа требует тонкого индивидуального анализа». В нем утверждалось, что выставка в Городском музее не сможет решить эти сложные вопросы.

В последние дни критика только возросла. Рональд Лаудер, американский бизнесмен и коллекционер, который является президентом Всемирного еврейского конгресса, написал мэру Гейселю, что он считает его оправдания абсурдными и просит его пересмотреть принятое решение. Эти причины, в частности, вызывают недоумение, сказал г-н Лаудер, учитывая, что в соседнем Бонне идет выставка, инициированная правительством Германии, на которой демонстрируются произведения искусства, хранившиеся у Корнелиуса Гурлита. Известно, что некоторые из этих произведений были изъяты нацистами, и исследователи все еще изучают их происхождение. Спустя четыре года после того, как тайник г-на Гурлитта занял все заголовки и вызвал международное возмущение, этот последний скандал показывает, насколько вопрос о нацистском искусстве остается неразрешенным и сохраняет потенциал для дебатов в Германии.

«Выставки, направленные на противостояние нацистским заблуждениям, необходимы больше, чем когда-либо, в настоящее время, – сказал Хаген Филипп Вольф, представитель министра культуры Германии Моники Грюттерс. – Поэтому достойно сожаления, что запланированная выставка о жизни и деятельности еврейского арт-дилера Макса Стерна и история его преследований в Дюссельдорфе сейчас не будет проведена».

В 1934 году, через год после захвата власти нацистами, г-н Стерн унаследовал художественную галерею своего отца в Дюссельдорфе. Он ориентировался главным образом на местных художников XIX века, хотя продавал также и современное искусство, и старых мастеров. Как еврею ему было запрещено заниматься своей профессией в 1935 году, он был вынужден закрыть галерею и продать свою коллекцию в 1937 году. Он бежал из Германии в следующем году, и после заключения в лагере для интернированных в Великобритании и Канаде, поселился в Монреале, где он стал директором, а затем владельцем галереи «Доминион».

После его смерти в 1987 году Стерн завещал основную часть своего имущества трем университетам – Конкордиа и Макгилл в Монреале и Еврейскому университету в Иерусалиме. В 2002 году университеты выдвинули инициативу по возвращению утраченных произведений искусства Проект реституции искусства Макса Стерна. Проект разыскивает в целом около 400 работ, до сих пор он вернул 16.

Идея выставки возникла в 2014 году, после того как Дюссельдорф вернул автопортрет Вильгельма фон Шадов в рамках Проекта реституции. Работа теперь находится во временном пользовании в Городском музее Дюссельдорфа и была бы частью выставки, которая должна была в значительной степени финансироваться еврейским благотворителями из Монреаля совместно с кураторами из Городского музея, Конкордии и архива Стерна в Национальной галерее Канады.

Гейсель сказал по телефону, что его особенно беспокоит список из 400 работ, которые пытается вернуть Проект реституции. В него входит еще одна картина Шадова «Дети художника», которая когда-то украшала мэрию и по-прежнему входит в коллекцию города Дюссельдорфа. Проект реституции претендует на картину, но город оспаривает это утверждение, заявил Гейсель. Он согласился с тем, что «очень, очень поздно» отменил выставку. «Мне следовало бы более пристально следить за этим раньше», – сказал г-н Гейсель. В ответ на отмену и возникший скандал Одед Горовиц, президент еврейской общины Дюссельдорфа, сказал: «Это так неудачно, так разрушительно». Он отметил, что у Дюссельдорфа, города, который после Второй мировой войны принимал арт-дилеров, таких как отец Корнелиуса Гурлита, Хильдебранд, который работал на нацистов, «есть достаточно причин, чтобы быть чувствительным в этом вопросе».

New York Times

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции