Менора из 24-каратного золота представлена в экспозиции отеля Нобелевской премии мира
Два года назад норвежские евреи, незначительные по численности и исторически сдержанные, смело шли по главной улице Осло с новым свитком Торы в местный центр Хабада, остановившись для танцев и праздничной трапезы в гостинице, где официально проводятся церемонии вручения Нобелевской премии мира.
На этой неделе они снова собрались в том же месте, знаковом Гранд-отеле, чтобы отпраздновать свое наследие на громком мероприятии – на этот раз презентацию дорогой золотой меноры в художественной галерее отеля. Множество внимательных зрителей, некоторые со слезами на глазах, стояли в комнате с темными панелями у вестибюля отеля, когда блестящая новая 24-каратная менора была размещена рядом с местом, где лауреаты Нобелевской премии мира получают высокую награду, и где президенты и главы государств собираются на встречи самого высокого уровня. «Оба эти события представляют собой крупные прорывы в том смысле, что иудаизм выходит наружу», – сказал Chabad.org раввин Шауль Вильгельм, который со своей женой Эстер работает в общине с момента прибытия в 2004 году.
Шикарная менора была подарена семьей Филипсон из Нью-Йорке, которая с помощью друзей также пожертвовала свиток Торы, внесенный на церемонию в августе 2016 года. В торжествах по случаю внесения Торы, которые стали первыми в истории страны, приняли участие около 400 человек. В стране, где ассимиляция, вероятно, составляет 95 процентов, оба события были встречены как большой стимул для еврейской уверенности и гордости. Среди группы из примерно 40 евреев и не евреев на мероприятии 29 августа был Давид Вайнберг, вице-президент Иерусалимского института стратегических исследований. «Было очень волнующе наблюдать за уважением, которое директора Гранд отеля—норвежской иконы—оказали Хабаду и Еврейской общине, и видеть рост еврейской общины», – сказал Вайнберг, который был в Осло, чтобы выступить перед лоббистской группой. «Раввин Вильгельм – настоящий лидер. Для меня также было честью познакомиться с мистером Филипсоном и его семьей». Другой участник, Гонен Ботель, израильтянин, который прожил в Осло последние 20 лет, согласился с мнением Вильгельма, добавив, что недавние публичные празднования «являются доказательством того, что еврейский образ жизни можно сохранить в Норвегии».
Власть света над тьмой
Около 2500 евреев, половина из них в Осло, проживают в скандинавской стране – самая северная еврейская община в мире, где до 1851 года евреям было запрещено жить конституционным законом. Кошерный убой скота по-прежнему запрещен, и еврейский обряд обрезания находится под постоянной правовой угрозой в атмосфере, которую Вильгельм описывает как исторически «бросающей вызов еврейской практике». Размещение меноры, включая сердечный прием от директора отеля и вдохновенные слова Вильгельма о власти света меноры над тьмой и трубление раввина в шофар, проводилось в величественной библиотеке и картинной галерее отеля среди произведений искусства и артефактов, где изображены три израильских премьер-министра-лауреата Нобелевской премии мира. Последовал роскошный завтрак (по-видимому, первый кошерный в отеле). В другой части отеля, павильоне и ресторанной секции, где стены украшают фотографии известных посетителей отеля, отель—к радости общины-повесил фотографию Вильгельма и Филипсона, державших свиток Торы два года назад, приуроченную к церемонии представления меноры.
Заядлая блогерша Сюзанна Аабель из Осло не могла дождаться ухода с церемонии, чтобы опубликовать сообщение и фотографию меноры в социальных сетях: «Один маленький шаг для Норвегии», – писала она. «Один огромный шаг для света и мира». Архитектор Нир Гилад, давний друг Вильгельма, приехал из Лондона, присоединившись к другу из Осло. «Это историческое событие, и это очень важно», – сказал он. «Гранд-отель — это историческое здание, и тот факт, что менора будет размещена в его галерее, является важной вехой в признании вклада еврейского народа в распространение света в мире на благо всего человечества».
Отель, является символом материального блеска и известности. С одной стороны стоит здание парламента; через улицу находится президентский дворец. Несмотря на это изысканное окружение, персонал и администрация отеля, были более чем счастливы принять участие в мероприятии.
Внесение свитка Торы стало первым международным событием после реставрации отеля – сказала во время презентации директор отеля Анжелика Манц де Ока. «Когда мистер и миссис Филипсон выразили желание, после празднования внесения Торы, дать нам менору – прекрасный подарок в качестве благодарности, мы поняли, что это подарок, который подходит для отеля и его богатой истории как символ Нобелевской премии мира.