Мать и дочь обнаружили в логове дикобразов светильник периода Хасмонеев
На прошлой неделе, выйдя на прогулку возле своего дома в исторической долине Бейт-Шеан, мать и ее семилетняя дочь обнаружили редкий, неповрежденный глиняный светильник, которому уже 2200 лет.
Айелет Голдберг-Кейдар и ее дочь Хадас, жители кибуца Бейт-Альфа, нашли возле кибуца Нир Давид керамический сосуд, лежащий у входа в пещеру. Взволнованная Хадас подняла сосуд, а ее мать, изучающая археологию в университете Хайфы, быстро поняла ценность находки.
Она объяснила дочери, что сосуд, скорее всего, является масляной лампой, и что им нужно будет передать его исследователям из Израильского управления древностей (ИАА) для изучения.
«Я решила, что находка связана с кражей античных предметов, и поспешила связаться с подразделением по предотвращению краж в ИАА», – сказала Айелет. Однако археолог Нир Дистельфельд, инспектор по предотвращению краж ИАА на севере Израиля, указал на более колючих виновников кражи – дикобразов. «Невинные дикобразы, выкопавшие свой логово зимой, несут ответственность за раскопки и обнаружение этой неповрежденной лампы», – сказал Дистельфельд. Добавив забавный факт об охраняемых видах дикой природы, он сказал: «Дикобразы предпочитают археологические объекты, потому что здесь земля меньше уплотнена из-за деятельности человека в прошлом».
Получив археологическую находку, д-р Эйнат Амбер-Армон, специалист по глиняным формам, отнесла ее к хасмонейскому периоду. «Лампа типична для эллинистического периода, который начался во II веке до новой эры, историческом периоде, известном всем нам как время Маккавейских войн против греков», – отметила Амбер-Армон, региональный руководитель ИАА по образованию и связям с общественностью. В течение этого периода, говорит она, такие лампы изготовлялись с помощью пресс-форм: верхняя и нижняя части были сделаны отдельно, а затем соединялись в единое целое, с помощью технологии которая позволила наладить их массовое производство. Согласно статье Авраама Леви «Маленькие изобретения? Они изменили жизнь людей в эллинистический век» в Biblical Archaeology Review: «Вкладом эллинистического периода в технологию литья было изобретение шпонов. Шпон – это выступ из одной створки, который вписывается в соответствующую выемку в другой. С помощью шпона вы можете получить идеальную совместимость двух половин сдвоенной формы. Каждая из двух половин формы имеет выступы, которые подходят друг к другу. Этот процесс не только требовал разных навыков, но привел к новому разделению труда. В результате появились крупные производства, которые производили огромное количество одинаковых ламп, которые продавались на больших площадях», – писал Леви. Новый стиль производства также привел к появлению на изделиях различных украшений, в том числе, в более поздние периоды, еврейских символов, таких как менора, сказала Амбер-Армон.
Доктор Амбер-Армон добавила, что недавно найденная лампа периода Хасмонеев свидетельствует о подобном массовом производстве в этом районе. Его открытие там связано с находкой 1960 года важной эллинистической надписи у близлежащего киббуца Хефцеба, также в долине Бейт-Шеан.
«Эта надпись, написанная по-гречески, на самом деле является копией государственной переписки между Антиохом III, который был правителем из семьи Селевкидов и региональным селевкидским губернатором. Антиох III, упомянутый в надписи, имел тенденцию быть милостивым к евреям, в отличие от его сына Антиоха Эпифана, также известного как «Антиох Злодей», – сказала она. «Во времена Антиоха Эпифана указы и преследования против евреи были беспрецедентными, и в итоге они привели к мятежу Маккавеев против греков в 167 году до новой эры», – объяснила Амбер-Армон. Праздник Хануки был установлен в ознаменование успеха восстания и очищения Храма в Иерусалиме, что позволило возобновить там Б-гослужение.
В благодарность за их находку, которую можно считать самым ранним подарком к Хануке, ИАА объявило, что вручитт семье Голдберг-Кейдар грамоту с благодарностью за хорошую гражданскую позицию – и за решение вопроса о колючих воришках.