Марокко добавляет изучение Холокоста в учебную программу
Король Марокко Мухаммед VI недавно решил интегрировать изучение Холокоста в учебную программу страны. Марокканский министр образования Саид Амзази публично объявил о решении короля во время круглого стола в кулуарах Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в сентябре.
По словам марокканского новостного сайта Le Desk, Амзази передал сообщение короля по этому вопросу, заявив, что антисемитизм является «антонимом свободы выражения мнений». Он проявляется отрицанием другого и является признанием неудачи, недостаточности и неспособности сосуществовать». «Это анахроничное возвращение в мифическое прошлое. Это то прошлое, которое мы хотим оставить в наследство будущим поколениям?», – сказал министр образования. «Несмотря на все это, борьбу с этой чумой нельзя вести небрежно. Она не ведется ни с помощью армии, ни деньгами, она зависит прежде всего от образования и культуры. У этой битвы есть название: образование. И в интересах наших детей важно, чтобы мы выиграли, потому что в будущем они будут нашими послами», – добавил Амзази.
Израильский депутат Кнессета Майкл Орен («Кулану») сразу же похвалил решение в Twitter. «Король Марокко Мухаммад VI отправил миру глубочайшее моральное послание. На Западе растет антисемитизм и отрицание Холокоста; лидер гордой арабской страны вводит изучение Холокоста в марокканские школы с целью борьбы с антисемитизмом. На самом деле есть надежда», – написал он в Twitter.
Le Desk также сообщил, что Марокко рассматривало вопрос о включении еврейско-марокканской истории, а также исследований Холокоста в свою систему образования еще в 2008 году. Однако тогда правительство не разработало конкретный план в этом направлении. Но в последние годы марокканские органы образования начали сотрудничать с другими учреждениями, в частности с Мемориальным музеем Холокоста в Вашингтоне, для разработки соответствующей учебной программы, которая включает изучение Холокоста с общей целью борьбы с расовой ненавистью. Решение Марокко стало поворотным моментом в том, что некоторые аналитики считают смещением арабских взглядов в сторону еврейской общины региона, хотя неясно, как изучение Холокоста могло бы привести к более теплым отношениям с Израилем. Королевство, как и многие другие арабские страны, не признает еврейское государство.
Профессор Меир Литвак, заведующий кафедрой истории Ближнего Востока и Африки Тель-Авивского университета, рассказал The Media Line, что в арабском мире общий взгляд на проблемы, связанные с Холокостом, «всегда был такой: что бы ни случилось с евреями в Европе, это европейское дело. Европейцы были преступниками, а евреи были жертвами. Но реальная цена была заплачена арабами, когда был создан Израиль». Поэтому, пояснил он, отношение арабов к Холокосту часто рассматривается как неотъемлемая часть конфликта с Израилем, а не само по себе. Это привело к различным взглядам на Холокост по всему спектру от полного или так называемого «мягкого» отрицания Холокоста до его оправдания, а также попыткой поставить знак равенства между сионизмом, иудаизмом и нацизмом или между Израилем и нацистской Германией. Многие арабы также считали, что Израиль извлекает выгоду из Холокоста, который израильтяне использовали для получения политической поддержки и денег.
«Но начиная с 1990-х годов мы видим, что среди некоторых арабских интеллектуалов, особенно либералов, многие из которых жили на Западе, складывается иная точка зрения меньшинства, согласно которой «Холокост был, и это было ужасно, и мы должны попытаться понять и принять это», – сказал Литвак.
Он объяснил это двумя причинами. Во-первых, эти интеллектуалы считали, что для того, чтобы быть частью цивилизованного мира, арабы должны были принять и признать Холокост. Во-вторых, чтобы заключить мир с Израилем, они сочли важным понять, как израильтяне рассматривали такое трагическое событие в еврейской истории. «Но это все еще, к сожалению, позиция меньшинства в арабском мире», – добавил Литвак.
Решение Марокко, заключил он, «имеет большое значение, поскольку арабское государство впервые принимает такое мужественное решение. Но какое влияние это окажет на другие арабские страны, остается неопределенным, поскольку сейчас у арабских правительств есть другие вопросы. Кроме того, такое решение вопроса явно вызвало бы гнев исламистов».
Д-р Идо Зелковиц, эксперт по истории и политике Палестины и сотрудник Института Митвим, сказал The Media Line, что «в целом, Холокост сыграл важную роль в палестинском дискурсе в отношении Израиля и сионизма». «Палестинцы использовали это в прошлом, а может быть, и в настоящем, чтобы описать себя как «жертву жертв», – сказал Зелковиц, добавив, что «вопрос о виктимизации является центральным элементом современной палестинской идентичности». Но в последние несколько лет, добавил он, мы наблюдаем прогресс среди палестинских элит в том, как они подходят к этой теме. «Мы видели делегации палестинских активистов, которые пришли, чтобы посетить Яд Вашем, а затем даже опубликовали свои впечатления от визита», – добавил он.
Холокост также сыграл большую роль среди палестинских политиков в их усилиях по лучшему пониманию израильтян, пояснил Зельковиц, напомнив, что президент Палестинской администрации Махмуд Аббас написал книгу 1984 года о том, как нацистский Холокост был преувеличен сионистами в политических целях. «Хотя он не отрицал Холокост в книге, он значительно недооценил число его жертв. Можно утверждать, что это форма отрицания Холокоста», – заявил он. «С палестинской точки зрения, я не вижу никакого истинного сочувствия, когда речь заходит о Холокосте и его последствиях, но есть понимание того, как палестинцы могут использовать это событие в своих политических расчетах с израильтянами», – заключил Зелковиц. «Но это признак того, что на самом деле палестинцы уже признают Холокост. И, может быть, в будущем, от признания, они могут перейти к следующему шагу, возможно, не к сочувствию, а к более глубокому пониманию этого вопроса».