«Львы, творцы и меценаты»: в Калининграде открылась выставка о еврейском вкладе в историю города
В среду, 24 августа, в Калининградском музее изобразительных искусств открылась выставка «Львы, творцы и меценаты» (12+). Проект стал победителем Третьего конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса. Экспозиция рассказывает о вкладе еврейской общины в культуру Кёнигсберга. Выставка будет работать до 30 октября.
В центре зала спокойно спит лев. Не живой, конечно, а терракотовый. Сверху, как балдахин, расходятся ленты с кадрами города: на них и хорошо знакомые места, и уже утраченные. «Я что-то совсем мало знаю, сейчас вот послушаем», — тихонько, словно стараясь не разбудить глиняного царя зверей, признаётся женщина своей подруге. Узнать действительно предстоит много — о роли еврейской диаспоры в становлении города через фокус предпринимательства, музыки, искусства и науки. Другими словами, встретиться со «Львами, творцами и меценатами» Кёнигсберга.
Новую кёнигсбергскую биржу, где сейчас располагается Музей изобразительных искусств, построили в 1875 году в историческом районе Форштадт. Известно, что в нём жило много евреев, первую и последующие синагоги построили именно здесь. А визитная карточка музея — братья Лёвенштайн, каменные львы, охраняющие главный вход. Считается, что это своеобразная аллюзия на роль еврейского капитала при возведении и работе биржи.
«Мы искали для себя особенную тему проекта. Это не просто история еврейского населения в нашем городе, а это вклад в него. Биржа была не только местом торговли, это было место встреч с искусством, с культурой, это крупнейшие филармонические концерты, это выставочная деятельность. И мы решили рассказать о роли еврейского населения в развитии культуры и экономики региона», — подчёркивает директор музея Галина Заболотская.
Выставка — только первая часть большого проекта. Уже с этой субботы, 27 августа, начнут водить экскурсии по маршруту от бывшей биржи до синагоги, а вскоре выпустят путеводитель «Львы, творцы и меценаты» о еврейских персоналиях (вы знали, что в Кёнигсберге родилась бывшая первая леди Израиля Лея Рабин?), деяниях, локациях в истории культуры города. В книгу войдут уникальные материалы, документы и впервые переведённые тексты.
«Эта тема очень актуальная во всех смыслах, потому что мы с вами знаем, что регион наш многонациональный. Что здесь проживает более 130 различных национальностей, люди различных культур, различных вероисповеданий. И, конечно, еврейская глава в истории нашего города, и Кёнигсберга, и Калининграда, — это одна из очень значимых частей», — отмечает составитель путеводителя Татьяна Удовенко.
Проект стал победителем Третьего конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса. Свою роль в этом сыграла и поддержка калининградской общины. «Люди должны понимать, что на самом деле город был довольно многонациональным. История Кёнигсберга — это не только немецкая история, это и немецкая, и литовская, и польская. И русская, потому что в еврейской общине Кёнигсберга большую часть составляли выходцы из Российской империи. Это был очень интересный конгломерат выходцев из самых разных мест», — рассказывает руководитель еврейской общины Калининграда Виктор Шапиро.
Выставка построена в хронологическом порядке. Она буквально опоясывает (на стенах разместились не только экспонаты, но и «лента» с главными событиями и именами) два зала и возвращает к исходной точке. Отдельного внимания заслуживает интерактивный стол, вынесенный за пределы основного пространства. В нём четыре раздела: творцы, меценаты, локации и произведения. В каждом собраны уникальные тематические материалы.
Еврейская история Кёнигсберга начинается с 1530 года — после секуляризации Тевтонского ордена. До этого, как считалось, евреев не пускали в город, приравнивая к колдунам и чародеям. Первыми здесь оказались братья врачи, о которых мало что известно. А вот об Исааке Мае и Михеле Абрахаме сохранились данные. Герцог Альбрехт опасался обращаться к еврейским врачам, но супруга одного из его любимых слуг сильно болела. Тогда пришлось — как исключительный случай — просить помощи у Исаака Мая, который обладал репутацией отличного лекаря. Май хорошо себя зарекомендовал и остался в городе. Так что его знакомый врач Михель Абрахам тоже смог перебраться в Кёнигсберг, уже не сталкиваясь с опасениями и предубеждениями.
Еврейское купечество в Кёнигсберге берёт корни в 1654 году. Тогда было получено первое право на торговлю. Вести предпринимательскую деятельность мог и Израиль Аарон из Берлина, королевский ювелир, предок знаменитых «прусских Фаберже» Аронов. На выставке можно увидеть их произведения: предметы предоставил антиквар Владимир Скаржинскас.
После смерти Аарона один из сыновей уехал в Кёнигсберг, а вдова Эсфирь начала прикладывать все усилия, чтобы в городе открыли синагогу. Такой интерес понятен: в Берлине синагога находилась у неё на дому, что давало женщине власть и авторитет. В любом случае стараниями Эсфирь Кёнигсберг превратился в центр влияния еврейской жизни наравне с Берлином.
Большинство евреев в городе занимались торговлей. Многие вели отношения с Россией из-за родственных связей. Этот период иллюстрируют факсимиле из собраний музея. Работы перешли в дар от второй жены Германа Брахерта. Кстати, семья скульптора сыграла большую роль в спасении евреев от нацистов, помогая подделывать документы.
Особое место на выставке занимает витрина с предметами для домашнего богослужения. В ней сразу привлекает внимание детская копилочка со сложной композицией: колодец, лестница, кормушка и загончик для животных. Её цель — не наставлять копить, а учить отдавать, это копилка для пожертвований. Ребёнка занимают красивые детали, а заодно он привыкает к благому делу.
Можно встретить на выставке и портрет Иммануила Канта. У него были преданные еврейские ученики, один из них даже сказал: «Нельзя быть хорошим евреем, если ты не будешь хорошим кантианцем». В университете появились даже специальные стипендии для евреев. Рядом с Кантом висят виды будущего Амалиенау в силуэтной технике. Не всем было можно селиться в городе, так что жильё покупали там. Вот почему в этом историческом районе так много еврейский вилл.
Семья Мендельсон сыграла огромную роль для еврейской общины Кёнигсберга. На богослужениях должен был присутствовать специалист по гебраистике, чтобы строго следить за каждым сказанным словом. Философ Моисей Мендельсон заручился поддержкой Иммануила Канта и смог прервать эту унизительную традицию. С семьёй Мендельсон связан и Юлиус Гитциг, друг и первый биограф Э. Т. А. Гофмана. Именно его дети стали прототипом Марии и Фрица из «Щелкунчика». А посетители выставки теперь могут увидеть его портрет работы Адольфа Менцеля.
Художник Генрих Вольфф испытывал тёплые чувства к еврейской общине, особенно к медикам. На выставке представлен портрет Макса Яффе (не путайте с владельцем виллы на улице Кутузова). Специалист входил в список лучших врачей Германии и был тесно связан с Россией: лечил князей и членов императорской семьи.
Рядом с ним на посетителей взирает скрипач и дирижёр Макс Броде. Под его руководством в здании биржи играл симфонический оркестр. Интересный факт: Броде хотел избавиться от амплуа консерватора и попросил композитора Антона Рубинштейна порекомендовать кого-то молодого, но перспективного. Так в бирже в итоге прозвучал весь Пётр Чайковский.
Завершают выставку образы Куршской косы. Там творили участники Ниденской колонии, а один из самых активных её членов, молодой поэт Вальтер Гейман, мечтал провести поэтическо-графическую выставку в стенах биржи. Но началась Первая мировая война, многие выходцы из интеллигентных еврейских семей ушли добровольцами на фронт. Гейман, как и многие его друзья, погиб, а памятник в их честь на косе впоследствии снесли нацисты. Сейчас же стихотворения из единственной вышедшей книги поэта можно прочитать на интерактивном столе «Львов, творцов и меценатов».
Как признаётся куратор выставки Лада Сыроватко, работа над экспозицией стала вызовом. «Для меня очень важно, что наша выставка не о холокосте, хотя холокост обойти невозможно. Наша тема о созидательной роли людей, многие из которых себя позиционировали немцами, глубоко знали эту культуру, знали этот город. Многие даже могли покинуть, но не покидали его. Есть примеры людей, которые предпочитали погибнуть здесь, но не эмигрировать, потому что для них это было всё равно, что оторвать с мясом сердце», — отмечает специалист.
«То, что здесь есть следы этих людей, что они часть этой земли, часть этой культуры, — это очень важно. Интересно, что на еврейском кладбище, которое находится на территории Литовского вала, до сих сохраняются могилы, где лежат вместе участники Первой мировой войны: евреи русские, погибшие здесь, и немецкие. Они как бы уравниваются землёй. Это важно, потому что какие-то старые недомолвки, ненависть, особенно в наше время, надо всё-таки забывать, потому что это действительно разрушает. А тому, чтобы это изживалось, способствует как раз тема созидания для того места, которое мы все любим», — заключает Сыроватко.