Луизиана стала первым штатом, где принят закон о демонстрации Десяти заповедей в классах
Луизиана стала первым штатом, который потребовал, чтобы Десять заповедей были вывешены в каждом классе государственной школы, что является последним шагом Законодательного собрания, в котором доминирует Республиканская партия, пропагандирующего консервативную повестку дня под руководством нового губернатора, сообщает «Associated Press».
Закон, который губернатор – республиканец Джефф Лэндри подписал 19 июня, требует размещения Десяти заповедей размером с плакат «большим, легко читаемым шрифтом» во всех аудиториях, от детского сада до финансируемых государством университетов. «Если вы хотите уважать верховенство закона, вам нужно начать с первоначального законодателя, которым был Моисей», получивший заповеди от Б-га, — заявил Лэндри. Оппоненты поставили под сомнение конституционность закона и пообещали оспорить его в суде. Сторонники заявили, что эта мера носит не только религиозный характер, но и имеет историческое значение. На языке закона Десять заповедей являются «основополагающими документами нашего государства и национального правительства».
Плакаты, которые будут сопровождаться «контекстным заявлением» из четырех параграфов, описывающим, как Десять заповедей «были важной частью американского государственного образования на протяжении почти трех столетий», должны появиться в классах к началу 2025 года. Согласно закону, для реализации этой политики не будут использоваться государственные средства. Плакаты будут оплачены за счет пожертвований. Закон также «разрешает», но не требует выставлять в государственных школах другие плакаты, в том числе: «Мэйфлауэрский договор», подписанный религиозными переселенцами на борту корабля «Мэйфлауэр» в 1620 году, который часто называют «Первой конституцией» Америки, Декларацию независимости и Северо-Западное постановление, которое учредило органы власти на Северо-Западной территории — на современном Среднем Западе — и открыло путь для принятия новых штатов в состав США.
Вскоре после того, как губернатор подписал законопроект в католической школе Богоматери Фатимской в Лафайете, правозащитные организации за гражданские права, которые хотят не допускать влияния религии в государственных учреждениях, пообещали подать иск, оспаривающий его. Закон не позволяет учащимся получать равное образование и не позволяет детям, придерживающимся разных убеждений, чувствовать себя в безопасности в школе, говорится в совместном заявлении Американского союза гражданских свобод, организации «Американцы, объединившиеся за разделение церкви и государства» и Фонда свободы от религии от 19 июня. «Даже среди тех, кто верит в какую-либо версию Десяти заповедей, конкретный текст, которого они придерживаются, может отличаться в зависимости от религиозной конфессии или традиции. Правительство не должно принимать чью-либо сторону в этих богословских дебатах», — заявили организации.
Скандальный закон, принятый в штате, расположенном в «Библейском поясе», появился в новую эпоху консервативного руководства в Луизиане под руководством Лэндри, который в январе сменил губернатора – демократа Джона Бела Эдвардса, занимавшего свой пост два срока. Республиканская партия имеет подавляющее большинство в Законодательном собрании, и республиканцы занимают все выборные должности в масштабе штата, что открывает законодателям возможность лоббировать консервативную повестку дня. Аналогичные законопроекты, требующие вывешивания Десяти заповедей в классах, были предложены в других штатах, включая Техас, Оклахому и Юту. Однако из-за угроз судебных баталий по поводу конституционности таких мер ни одному штату, кроме Луизианы, не удалось принять их.
Юридические баталии по поводу демонстрации Десяти заповедей в классах не новы. В 1980 году Верховный суд США постановил, что аналогичный закон штата Кентукки был неконституционным и нарушил пункт Конституции США, в котором говорится, что Конгресс не может «издавать законы, касающиеся установления религии». Суд установил, что закон штата не преследовал светской цели, а скорее служил чисто религиозной цели.