Литва отклоняет запрос Израиля о перемещении останков Виленского Гаона
1 февраля Литва заявила, что отклонила просьбу премьер-министра Беньямина Нетаньяху перевезти останки Виленского Гаона, знаменитого раввина 18-го века, из Вильнюса в Израиль для перезахоронения. Этот вопрос был поднят во время переговоров между Нетаньяху и его литовским коллегой Саулюсом Сквернялисом в Иерусалиме 29 января, сообщил AFP советник Сквернялиса по национальной безопасности Арнольдас Пикзирнис.
«Мы получили просьбу рассмотреть вопрос о том, можно ли перевезти останки Виленского Гаона в Израиль», – сказал Пикзирнис. По его словам, просьба была отклонена, поскольку «Виленский Гаон является неотъемлемой частью еврейской общины Литвы и истории Литвы». Лидер еврейской общины Фаина Куклянски, которая также участвовала в переговорах в Иерусалиме, рассказала AFP, что перенос останков раввина из Вильнюса «исключен». Куклянски сказала, что наследие раввина и ученого Элияу бен Шломо Залмана, известного как Виленский Гаон, является важной частью истории некогда процветающей еврейской общины Литвы.
Нетаньяху впервые в частном порядке высказал эту идею, когда посетил Вильнюс в августе 2018 года, сообщил AFP источник в правительстве и источник из еврейской общины, с которым он встречался во время поездки. Пресс-секретарь Нетаньяху в Иерусалиме не стал комментировать это заявление. Амир Маймон, посол Израиля в Вильнюсе, также отказался от комментариев, но не стал прямо отрицать, что Нетаньяху сделал подобный запрос.
Виленский Гаон провел большую часть своей жизни в Вильнюсе, который тогда был центром интеллектуальной жизни на идиш, известным как «Северный Иерусалим». Он умер в 1797 году в возрасте 77 лет и был похоронен на Сниписком кладбище в Вильнюсе. Его останки были перевезены на новое кладбище на окраине столицы в 1950-х годах. До Второй мировой войны в оживленной еврейской общине Литвы насчитывалось около 200 000 человек. Более 90 процентов из них погибли в период с 1941 по 1944 годы во время Холокоста от рук нацистов и пронацистских коллаборационистов.