Крошечная община самаритян приносит пасхальную жертву по мере роста своей численности
Мужчины и мальчики, одетые в белое, вели овец к своей судьбе, толкая и таща их к узкой, выложенной камнем траншее на вершине горы. Крошечная самаритянская община отмечала Песах в их самом святом месте — на горе Гризим, возвышающейся над городом Наблус на Западном берегу.
По мере приближения сумерек и начала церемонии жертвоприношения сотни верующих вместе произносили молитвы, их голоса звучали в унисон, в то время как туристы наблюдали за ними со стороны. Клинки были наготове. В то время как евреи больше не приносят в жертву ягнят во время Песаха, праздника, посвященного освобождению их предков от рабства в Египте, самаритяне поддерживают эту традицию на своей святой горе. Одетые в белые церемониальные одежды и красные фески, самаритяне в этом году принесли в жертву около 60 овец, а затем зажарили их в соответствии с процессом, описанным в Книге Исхода. Согласно традиции, жертва и повеление намазать кровью жертв дверные косяки позволили чуме, поразившей египетских первенцев, обойти дома евреев. Вечером 18 апреля, когда молитвы закончились, клинки принялись за овец. Сразу после этого на лбу у всех, в том числе у детей, поставили отметины кровью — новый вариант вместо нанесения ее на дверные косяки.
Шарон Иегошуа, 36-летняя мать двоих детей, которая впоследствии планировала помочь посолить мясо, сказала, что церемония стала «самым ярким событием года». «Это особенный день для всех самаритян», – сказала она.
Сейчас лишь около 800 самаритян живут в своих двух общинах: одна у горы и одна в израильском городе Холон, недалеко от Тель-Авива. Ожидается, что все они приедут в свое святое место, чтобы отметить Пасху. Они прослеживают свое происхождение от израильтян, которых Моисей вывел из рабства в Египте и которые утвердились в библейском Израильском царстве, также известном как Самария. Они считают, что их первосвященник является потомком Аарона, брата Моисея. Многие христиане знают о них из притчи о добром самаритянине.
74-летний Беньямим Цедака считает, что его поколение является 125-м после библейского Иешуа бин Нуна, возглавившего евреев после Моисея. Ученый сказал, что самаритянская община сталкивалась с различными проблемами на протяжении многих поколений на бурном Ближнем Востоке, и их численность резко упала. Но с помощью возросшего числа смешанных браков и относительной стабильности население в их двух общинах в настоящее время растет. Цедака сказал, что количество принесенных в жертву овец заставляет его надеяться на будущее. «Я помню, как община приносила только семь овец», – сказал он. Каждая семья должна приносить в жертву одну овцу, хотя те, кто не может себе этого позволить, объединяются для жертвоприношения вместе с другими семьями. «Наименьшее количество самаритян было в марте 1919 года, когда во всем мире жил лишь 141 самаритянин», – сказал Цедака.
Самаритяне занимают особое место между израильтянами и палестинцами, не являясь частью ни одной из общин, но живя среди них. Многие посторонние не знают об их присутствии, сказал Шуки Фридман, который специализируется на вопросах религии и государства в Израильском институте демократии. «Их численность с годами растет, но не так резко», – сказал он, добавив, что «существует реальная опасность» их полной ассимиляции и потери индивидуальности. Но он отметил, что «действительно замечательно», что община поддерживает свои традиции в течение 2500 лет. Самаритяне говорят, что их обычаи еще древнее.
Когда они праздновали вечером 18 апреля, они обменивались объятиями и поцелуями вместе с праздничными пожеланиями. Многие из тех, кто был одет в белое, теперь были забрызганы кровью. Неподалеку горели девять костров, топливом которым служили стволы оливковых деревьев, в ожидании мяса овец, которых в это время свежевали. «Когда тебе исполнится год или 100 лет, нужно приехать сюда», – сказал 52-летний Ифтах Цедака. Другой присутствующий, 45-летний Ицик Цедака, согласился с этим. «Ты не можешь быть самаритянином и пропустить эту церемонию», – сказал он.