Кампания польского правительства по контролю за исследованиями Холокоста будет продолжена, предупреждает историк Ян Грабовски
Историк, находящийся в центре судебной тяжбы о клевете в связи с Холокостом в Польше, предупредил 16 февраля, что отмечание в следующем году 80-летия депортации более 250000 варшавских евреев в лагерь смерти Треблинка может быть скомпрометировано националистическим правительством страны, сообщает «The Algemeiner».
«В 2022 году у нас будет 80-летие ликвидации Варшавского гетто – давайте посмотрим, сможет ли польское правительство устоять перед соблазном использовать этот повод для восхваления добродетели поляков», – заявил профессор Ян Грабовски, специалист по польско-еврейским отношениям во время нацистской оккупации, преподающий в Оттавском университете в Канаде.
Вместе со своим коллегой, польским ученым доктором Барбарой Энгелькинг, Грабовски был приговорен судом в Варшаве 9 февраля к извинениям перед истицей, обратившейся в суд в соответствии с законом, принятым польским парламентом в 2018 году, который дает возможность предъявлять историкам и другим лицам, исследующих польский коллаборационизм, гражданские иски о клевете. Закон служил центральным инструментом более широкой кампании консервативного националистического правительства Польши по изображению поляков исключительно как жертв нацистов, которые спасали своих еврейских соседей всякий раз, когда они могли это сделать – версия истории Второй мировой войны, которую Грабовски назвал «мифологией».
Речь идет о кратком отрывке из 1600-страничного тома Энгелькинг и Грабовски «Ночь без конца: судьба евреев в отдельных уездах оккупированной Польши», в котором говорится об Эдварде Малиновском, мэре селения Малиново на северо-востоке Польши, который якобы участвовала в захвате и убийстве немцами 22 евреев, прятавшихся в близлежащем лесу.
Этот отрывок был основан на показаниях еврейки, которая пережила войну и сознательно дала ложные показания в защиту Малиновского, когда его судил и оправдал коммунистический суд в 1950 году по обвинению в коллаборационизме. Племянница Малиновского, 81-летняя Филомена Лещинская, обвинила Энгелькинг и Грабовски в публикации ложных обвинений против ее дяди, настаивая на том, что он был героем, спасавшим евреев. Решение суда в ее пользу означает, что Энгелькинг и Грабовски должны предоставить Лещинской письменные извинения за якобы предоставление «недостоверных сведений» о ее дяде и за «оскорбление его чести».
Ранее 16 февраля Грабовски рассказал о деле о клевете на онлайн-семинаре, организованном Институтом еврейских исследований YIVO в Нью-Йорке. Аудитория из более чем 700 человек слышала, как Грабовский сказал ведущей мероприятия, писательнице Маше Гессен, что он и Энгелькинг были вынуждены «противостоять всей мощи польского государства и польских СМИ, которые давно решили, что мы виновны». В частности, Грабовски указал на роль польского государственного Института национальной памяти (IPN), название которого было включено в заголовок закона 2018 года, направленного на историческое исследование гражданского коллаборационизма, в агрессивном продвижении представления о поляках как о жертвах, которые в массовом порядке спасали евреев от немцев. «IPN вооружается на сумму 120 миллионов долларов в год для распространения официального исторического нарратива», – заявил Грабовски на мероприятии YIVO.
В своем более позднем разговоре с «The Algemeiner» Грабовски еще раз осудил претензии IPN на научный авторитет. «Я отказываюсь называть «историками» людей, нанятых IPN в качестве «историков», – заявил Грабовски. «Для меня историк — это тот, кто определяет область интересов, а затем борется с остальными за финансирование в рецензируемом конкурсе. Но у вас здесь только государственные служащие, выполняющие приказы государства». На вопрос, чем польский IPN отличается от Яд Вашем – государственного израильского мемориала Холокоста, в котором также проводятся исторические исследования, Грабовски ответил, что их невозможно сравнивать. «Яд Вашем — это не слепой инструмент в руках Государства Израиль — это институт демократического государства, и в этом вся разница», – отметил Грабовски. Он подчеркнул, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху неоднократно подвергался резкой критике со стороны ученых Яд Вашем за его собственные комментарии по поводу истории Холокоста в Польше.
Грабовски и Энгелькинг сейчас ожидают результатов своей апелляции на решение от 9 февраля. Если апелляция будет отвергнута, это будет фактически означать, по словам Грабовски, «конец независимым исследованиям Холокоста и многих других частей польской истории, которые противоречат официальным мифам и легендам, поддерживаемых польским государством». Грабовски заметил, что молодые польские исследователи Холокоста будут особенно уязвимы для такого давления, и многие сочтут целесообразным направить будущие исследования в другие области. «Мы, гуманитарии, хрупкие создания, зависящие от грантов», – подчеркнул он. «Если государство контролирует 90 или 95% грантовой деятельности, то все, что выглядит как атака на национальную мифологию, не будет финансироваться. И я боюсь, что это только начало: более старые, более авторитетные ученые будут практиковать самоцензуру или просто держаться подальше от этих тем. Аспиранты будут плыть в других направлениях».
На фоне этого мрачного прогноза для исторической науки возникает более широкий вопрос о роли польского государства, когда дело доходит до сохранения памяти о Холокосте, наряду с усилиями по просвещению будущих поколений об истреблении шести миллионов евреев и нескольких миллионов членов других групп Третьим рейхом. «Я бы относился к польским властям, как к нечестному торговому партнеру», – откровенно ответил Грабовски, когда его спросили, как правительства и организации должны относится к польскому правительству, когда речь идет о днях памяти жертв Холокоста, посещении школьниками концентрационных лагерей и других мест Холокоста, конференций, выставок и множества подобных проектов, в которых участвует страна. «Вам нужно очень внимательно следить за руками этого человека, – заявил Грабовски. – Вы не можете избежать торговли с ним, но вы должны быть осторожны».