Калифорнийская синагога убирает имя сторонника Конфедерации с почетной таблички после протеста прихожанина
Около 15 лет назад большая синагога в Северной Калифорнии установила в религиозной школе ряд стеклянных табличек, на которых выгравированы имена 175 выдающихся евреев, от библейских фигур до известных актеров. Одним из них был Иуда Бенджамин, самый видный чиновник-еврей в Конфедерации.
Бенджамин, у которого было 140 рабов на сахарной плантации Луизианы, в разное время занимал посты генерального прокурора Конфедерации, военного министра и государственного секретаря. Размещение имени Бенджамина на стене не вызывало особого протеста до 2013 года, примерно через восемь лет после установки в реформистской синагоге «Полуостров мира», в Берлингеме. Именно тогда один из прихожан по имени Говард Веттан слушал подкаст о Гражданской войне, когда его дочь посещала еврейскую школу в здании. «Я соединил точки», – сказал Веттан. «Я снова увидел имя и сказал, что с ним что-то не так». Веттан начал многолетнюю кампанию, которая совпала с общенациональной кампанией по сносу памятников Конфедерации, и в конце концов убедил синагогу разобраться со значением этого имени.
Имя Бенджамина теперь закрыто пленкой и будет заменено вместе с двумя другими именами в конце этого года. «Первые несколько раз, когда я видел это имя, я не чувствовал волнения», – говорит Веттан. «Это был просто исторический артефакт, и я не придал этому большого значения». Жалоба Веттана привела к тому, что в синагоге, расположенной далеко от бывших Конфедеративных Штатов, развернулась гораздо более масштабная дискуссия о национальной исторической памяти. По всей стране памятники Конфедерации годами были вызовом для людей, которые говорят, что они прославляют тех, кто порабощал чернокожих и боролся против Соединенных Штатов. Защитники памятников, в том числе некоторые белые южане, утверждают, что памятники необходимы, чтобы рассказать о болезненном моменте в американской истории. Но памятники, которые увековечивают память об этих лидерах, были в основном установлены после того, как Конфедерация была побеждена, многие в 20-м веке в поддержку господства белых в то время, когда правительства южных штатов боролись за сохранение расовой сегрегации.
Опрос, опубликованный 17 июня, показал, что большинство американцев предпочли бы снести эти памятники. Протестующие за последние несколько недель сносили памятники самостоятельно, как это делали другие во время демонстраций в прошлые годы.
«Полуостров мира» не помещала имя Бенджамина на табличку, чтобы прославить превосходство белых. По словам руководителя аппарата общины, идея заключалась в том, чтобы включить имена значимых фигур из еврейской истории. «Я полагаю, что первоначальное намерение состояло в том, чтобы создать стену, которая служила бы образовательным целям», – сказала Карен Висаловски. Висаловски добавила: «Видя имена людей на нашей стене, зритель будет полагать, что это были люди, которыми мы восхищались, и в конечном счете именно поэтому мы решили написать эти имена».
Существует относительно мало памятников Бенджамину – в отличии, скажем, от множества памятников Джефферсону Дэвису или Роберту Э. Ли. Но «Полуостров мира» не одинок в еврейской истории, когда речь заходит о чествовании самого высокопоставленного еврейского чиновника Конфедерации. По словам еврейского историка Шари Рабина, в конце 19-го и начале 20-го века в Америке была общая тенденция «замазывать» наихудшие аспекты Конфедерации, а также общий интерес к войне. Евреи того времени, по ее словам, прославляли Бенджамина в этом контексте, в том числе путем публикации детской книги о нем. В течение десятилетий после Гражданской войны «было всеобщее прославление служения, и евреи хотели вписать себя в эту историю», – отмечает Рабин, профессор еврейских исследований в Оберлинском колледже. «Существует история евреев южных штатов, а также американских евреев, которые в более широком смысле используют имя Иуды Бенджамина как способ показать вклад евреев и заявить о своей принадлежности к евреям».
По словам Рабин, роль Бенджамина, как лидера восстания белых суперемасистов была главной проблемой этого подхода, но это была не единственная проблема конкретно для еврейских мемориалов. Противники Бенджамина обвиняли его в исповедании иудаизма, но он никогда по-настоящему не признавал себя евреем. Он женился на католичке, воспитывал своих детей католиками и не был вовлечен в еврейские институты. После войны он бежал в Великобританию. «Ко времени Гражданской войны он был довольно далек от организованной еврейской жизни или личной приверженности к еврейству», – говорит Рабин. «Люди, которые называли Бенджамина евреем, были людьми, которые его не любили».
Сначала «Полуостров мира» отреагировал на жалобу Веттана, обозначив табличку в качестве учебного пособия. Веттан приходил на уроки религиозной школы и рассказывал ученикам о Бенджамине и Гражданской войне. Но после марша ультраправых в августе 2017 года в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, который был вызван удалением статуи Ли, Веттан снова попросил синагогу удалить имя Бенджамина. После некоторых обсуждений, не давших результата, Веттан на заседании совета синагоги в декабре 2018 года попросил удалить имя. В конце концов, была создана специальная группа для решения этой проблемы, и имя Бенджамина было прикрыто лентой.
Несколько месяцев спустя в синагоге начался процесс замены имени. «Было много беспокойства о том, что у нас есть имена, буквально выгравированные на стекле, и кого-то, кого мы считаем совершенно нормальным в списке сегодня, мы можем не считать необходимым в списке завтра», – подчеркивает Висаловски. «Может, нам снести всю стену? Должны ли мы отказаться от них и признать, что нам, возможно, придется вносить изменения и в будущем, если обнаружатся проблемы, противоречащие нашим ценностям как организации?» В итоге община решила сохранить стену, но заменить три таблички с именами, которые они считали проблемными, что обойдется примерно в 7500 долларов.
Вместе с Бенджамином община убирает имена раввина Шломо Карлебаха, известного еврейского музыканта, который умер в 1994 году, и актера Дастина Хоффмана. И Хоффман, и Карлебах были обвинены в домогательствах и рукоприкладстве со стороны нескольких женщин, в случае Карлебаха посмертно. Община использует новые таблички, как возможность включить в список больше женских имен. Убранные имена будут заменены именами библейской героини Дворы, известной еврейской исполнительницы Дебби Фридман и Регины Йонас, первой женщины, назначенной раввином.
На вопрос, было ли на табличках также имя Вуди Аллена, режиссера, обвиняемого в сексуальном насилии над детьми, Висаловски ответила: «Удивительно, но нет». «Если проблема возникнет снова, мы должны будем также справиться с ними на основе наших ценностей, которые на самом деле очень четко определяют какой организацией мы хотим быть, и о том, что мы хотим поднять вопросы о важности личности, социальной справедливости и равенства», – сказала она.
Оглядываясь назад, Веттан говорит, что многолетний процесс дал общине возможность сформулировать свои ценности и принять взвешенное решение. По его словам, это также показало, насколько опасно иметь дело с исторической памятью и «гравированным мемориалом». «Кому-то в Северной Калифорнии легко посмотреть на штаты Юга и сказать, что это они, а не мы», – говорит он. «Трудно измениться. Чтобы измениться, вы не должны бояться признать, что, возможно, в первый раз вы чего-то не поняли».