Новости

Какое будущее ждет 2000-летние свитки Мертвого моря?

17 июля 2020, 19:00 История
Поделиться

Почти 30 лет прошло с тех пор, как Израильское управление древностей решило создать лабораторию и комнату климат-контроля с целью сохранения свитков Мертвого моря.

В последнее десятилетие был отмечен расцвет различных проектов по раскрытию секретов рукописей 2000-летней давности, а также по их сохранению и доступности для широкой публики в рамках специального подразделения, занимающегося свитками Мертвого моря, созданного в 2010 году. У руля учреждения с момента его основания стояла археолог Пнина Шор, которая курировала такие инициативы, как оцифровка свитков и различные направления комплексных исследований для изучения их материальных элементов. Теперь подразделение вступает в новую главу своей истории: в феврале Шор ушла в отставку, а новый руководитель подразделения, археолог Джо Узиэль, рассказал «The Jerusalem Post» о целях и задачах подразделения и последствиях эпидемии коронавируса, которая вспыхнула сразу после того, как он был назначен на этот пост.

«Присоединение к подразделению, которое включает весь спектр работ, связанных со свитками Мертвого моря, включая исследования, сохранение и распространение информации, — это уникальная возможность», – отметил он. До прихода в подразделение, Узиэль был археологом, специализирующимся на бронзовом и железном веках – намного раньше периода, которым датируются свитки, он провел несколько выдающихся раскопок в Иерусалиме, в том числе в городе Давида и у Западной стены. «Я не ученый или специалист по свиткам Мертвого моря, но я думаю, что мой опыт работы в этой области будет важен, если я буду говорить с точки зрения археолога, потому что свитки — это археологические находки», – пояснил он. «Кроме того, одна из вещей, на которой я сосредоточил внимание в своей работе в Иерусалиме, – это развитие методологий на местах, и я считаю, что это следующий шаг к новым передовым исследованиям, которые также должны быть проведены здесь, в подразделении. Мы имеем дело с наиболее важными археологическими находками в Израиле в 20-м веке, они заслуживают лучших методов, будь то исследования, консервация или документирование».

Действительно, дилемма о том, сохранять ли свитки для будущих поколений или продвигать исследования, является одним из фундаментальных вопросов, с которыми сотрудники подразделения сталкиваются ежедневно, учитывая то, что некоторые из наиболее интересных направлений исследований, такие как датировка с помощью радиоуглеродного анализа или анализ ДНК, связаны с повреждением материала. «Например, мы спрашиваем себя, подходящее ли сейчас время для проведения радиоуглеродного анализа свитков, когда, возможно, через один, три или пять лет методы могут быть гораздо более развитыми и менее инвазивными», – отметил Узиэль.

Отвечая на вопрос, существует ли какой-либо конкретный проект или цель, которую он намерен преследовать в качестве главы подразделения, исследователь объяснил, что он считает очень важным повысить осведомленность общественности обо всем объеме коллекции и о том, что она собой представляет. «Я сам не до конца осознавал обширность этой коллекции, которая включает около 25000 фрагментов нескольких сотен рукописей, причем не только библейских, но и небиблейских, многое из которых рассказывают нам о жизни общины, жившей в этих пещерах в Кумране тысячи лет назад», – сказал он. «Я хочу, чтобы публика осознала, насколько они хрупкие, а также как удивительно, что после 2000 лет эти предметы сохранились, и любой, кто умеет читать на иврите, может прочесть эти тексты», – добавил он.

Вспышка коронавируса довольно сильно повлияла на работу подразделения, пояснил он, поскольку несколько конференций были отменены, а весь персонал вынужден был оставаться дома в период изоляции, за исключением единственного куратора, ответственного за физическое благополучие свитков. «Нам пришлось пересмотреть наши цели на 2020 год», – пояснил Узиэль. «Мы надеемся, что 2021 год станет более безопасным и лучшим годом. «Я невероятно благодарен за возможность и за команду, с которой я работаю», – заключил он. «Я также понимаю, что на мне лежит огромная ответственность».

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции