Новости

Как католический университет собрал сокровищницу еврейских артефактов из Бронкса

18 ноября 2022, 13:00 История
Поделиться

Католический университет может казаться самым неподходящим местом для крупнейшего хранилища предметов, посвященного еврейской истории Бронкса, пишет журналистка «New York Jewish Week» Джулия Гергели. Но в Фордхемском университете — частном иезуитском учреждении в Бронксе — архивные документы и артефакты местной еврейской общины, хранившиеся десятилетиями, нашли свое место благодаря отделу иудаики.

В течение последних трех лет Фордхэм собирал и каталогизировал предметы, подробно описывающие некогда процветающую еврейскую общину в Бронксе: ежегодники, полные еврейских фамилий, приглашения на бар-мицву, телефонные справочники, полные предприятий, принадлежащих евреям. По словам председателя Центра еврейских исследований в университете Магды Тетер, которая возглавляла проект, архив в Фордхэме является одним из немногих собраний повседневных материалов еврейских жителей района. «Это не только сохранение части еврейской истории Нью-Йорка, но и образ жизни», — заявила Тетер «New York Jewish Week». «Очень важно донести этот голос до доминирующей христианской идентичности Фордхэма и рассказать о евреях как о меньшинстве в доминирующих культурах».

В первой половине двадцатого века еврейская жизнь в Бронксе процветала. В 1940 году было зарегистрировано 260 синагог, и в этом районе родились многие из самых громких еврейских имен в шоу-бизнесе, моде, литературе и многом другом: дизайнер Ральф Лорен, политик Белла Абзуг, писатель Э.Л. Доктороу, режиссер Стэнли Кубрик, «Мисс Америка» Бесс Майерсон, лауреат Нобелевской премии по химии Роберт Лефковиц. По словам официального историка района Ллойда Ултана, на пике своей численности в 1930 году евреи составляли примерно 49% населения Бронкса. К югу от Тремонт-авеню это число достигло 80%. Большая часть евреев Бронкса имела восточноевропейское происхождение; многие из них были американцами в первом поколении, чьи родители иммигрировали и жили в Нижнем Ист-Сайде, но теперь могли позволить себе жить в менее тесных районах с большим количеством деревьев и более широкими улицами.

Что случилось с еврейским населением Бронкса?

Хотя в районе Ривердейла проживает сильная еврейская община, большая часть еврейской общины переехала из Бронкса в пригород после Второй мировой войны, когда правительство субсидировало ипотечные кредиты для потенциальных белых домовладельцев, а чернокожих и латиноамериканцев направляли в районы Бронкса, которые они не могли себе позволить или которыми город предпочел пренебречь. Еврейское население Бронкса сократилось с 650000 в 1948 году до 45000 в 2003 году. Многие синагоги были переоборудованы для других целей, и физическое наследие еврейской общины со временем начало разрушаться, что делает архив еще более важным.

В то время как Тетер всегда интересовался коллекционированием предметов из еврейского Бронкса, архив получил неожиданную поддержку от представителя общественности. Весной 2020 года, в разгар пандемии, Фордхэм провел виртуальное мероприятие «Следы: фотографии еврейского Бронкса», на котором были представлены свидетельства увядшей еврейской истории этого района, собранные писателем и фотографом Джулианом Волоем. (Волой — муж главного редактора «New York Jewish Week» Лизы Киз.) Среди зрителей была Эллен Мешник, которая выросла в Нью-Йорке, а сейчас живет в Джорджии. Вдохновленная ею, она предложила Фордхэму множество материалов, которые ее родители, Фрэнк и Марта Мешник, хранили на протяжении всей своей жизни в Бронксе. В коробках были подаренные ежегодники из средней школы Морриса и средней школы Уолтона, песенники, приглашения на бар-мицву, свидетельство о браке, квитанции о доставке цветов – даже документ из больницы, когда она родилась – в основном с 1930-х по 1960-е годы. Пожертвование значительно увеличило те материалы, которые Фордхэм уже имел под рукой, включая менее личные, но все же уникальные предметы, такие как спичечные коробки из кошерных ресторанов. Сейчас Тетер пополняет архив за счет других частных пожертвований, а иногда и путем покупки материалов онлайн — личных семейных архивов, книг по еврейской истории Бронкса, песенников и тому подобного.

«Возможно, это не самые красивые вещи, но нас интересует, что люди на самом деле использовали и чем жили», — заявила Тетер. Тетер рассказала, что, хотя Американское еврейское историческое общество на Манхеттене действительно собирает повседневные и личные вещи, которые американские евреи хранили при себе в последние несколько столетий, у них не так много того, что было бы уникально сосредоточено на еврейской жизни в Бронксе. Вся коллекция является частью больших усилий Тетер, отдела иудаики и библиотекарей Фордхэма, направленных на повышение осведомленности об иудаизме и еврейском народе. «Не буду скрывать, что я считаю это важным способом борьбы с антисемитизмом — преподавать еврейскую историю и еврейскую культуру во всех ее красках и во всем ее опыте», — заявила она. «Это обогащает понимание студентами еврейской жизни за рамками того, как обычно изображают евреев».

Отделение иудаики в Фордхэме относительно новое: колледж начал предлагать дополнительные курсы иудаизма в 2016 году и открыл отделение в 2017 году. В то время изюминкой архивов библиотеки была коллекция Холокоста Розенблатта, которая финансировалась выпускником. По словам библиотекаря Линды Лоскьяво, с 1992 года в библиотеке накопилось более 11000 книг, видео и артефактов о Холокосте. Когда появилась Тетер, Лоскьяво работала с ней, чтобы привезти исторические пасхальные агады со всего мира. Теперь у Фордхэма есть две итальянские агады 1660-х годов, а также еврейские артефакты из неожиданных мест, такие как афиши из «Еврейского Болливуда». В прошлом месяце университет открыл Кабинет исследований иудаики Генри С. Миллера на четвертом этаже главной библиотеки кампуса, названный в честь первого студента – еврея Фордхэма, закончившего его в 1968 году. Миллер, руководитель фирмы по финансовой реструктуризации, в настоящее время является попечителем колледжа.

Президент Фордхэма Таня Тетлоу в шутку назвала себя «подражательницей евреям» на открытии комнаты. «Я поняла, насколько глубоко переплетены иудаизм и католицизм, — заявила она, — и какие у нас есть связи между глубоким интеллектуализмом обеих религий, желанием изучать тексты и их интерпретацией, уходящей корнями в тысячелетия, любовью к ритуалам. И центральным местом еды и чувством вины!» «На данный момент мы предполагаем, что исследовательский кабинет станет пространством для выставок, которые будут способствовать развитию кураторских навыков наших студентов и приведут в кампус еврейское искусство и художников», — заявила Тетер. «Теперь мы сможем показать их искусство и объединить выставки с некоторыми предметами из коллекции иудаики». В исследовательском кабинете в настоящее время выставлены фотографии Волоя из Бронкса, а также некоторые из недавно приобретенных местных архивных материалов, куратором которых является второкурсница Рейна Стовалл, проходящая в этом семестре стажировку в отделе иудаики Фордхэма. «Это очень, очень полезно», — заявила Стовалл, еврейка.

Стовалл стала работать в отделе иудаики из-за своего интереса к изучению Холокоста, но когда она начала свою стажировку, она была рада работать с архивами, каталогизирующими некогда процветающую еврейскую историю Бронкса. «Удивительно, что у них есть такая коллекция», — добавила она. «Это действительно показывает приверженность Фордхэма разнообразию и инклюзивности, что они готовы взяться за эту огромную коллекцию иудаики, хотя это не та религия, на которой был основан университет».

По оценкам Тетер, среди 15000 студентов Фордхэма около 300 евреев. В результате Центр еврейских исследований и исследовательский кабинет предлагают студентам любого происхождения возможность узнать больше об иудаизме, а также о маргинализированных общинах в целом и связать их истории с собственной жизнью. «Наша идентичность развилась, чтобы продемонстрировать еврейские исследования на пересечении и в диалоге с другими областями обучения», — объяснила Тетер. Она добавила, что цель Центра состоит в том, чтобы «заставить студентов, преподавателей и общественность понять, что изучение евреев предназначено не только для евреев, и что они могут так много узнать об областях, которые их беспокоят и интересуют, изучая евреев». «Что-то волшебное происходит, когда вы даете учащимся возможность работать с историческими артефактами и действительно прикасаться к истории», — заметила Тетер. «Вот что, я думаю, вдохновило директора библиотеки посвятить это пространство такого рода исследованиям и такого рода студенческому опыту».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции