Как иранский беженец собрал более 1 миллиона долларов для синагоги в Питтсбурге
Хашаяру Хатири не нравится, что к нему привлечено много внимания из-за денег, которые он собрал для синагоги в Питтсбурге, где в прошлом месяце произошла стрельба.
«Это не мой сбор средств», – сказал 29-летний Хатири в телефонном интервью JTA 8 ноября. «Это сбор средств, который я начал, но он принадлежит всем, кто пожертвовал». Уроженец Ирана и житель Вашингтона, штат Вашингтон, попал в заголовки новостей по всей стране за то, что он помог собрать более 1 миллиона долларов после стрельбы, когда преступник убил 11 человек в синагоге «Древо жизни».
Хатири, который не является евреем, говорит, что начал действовать вскоре после того, как он узнал о стрельбе. Он находился в квартире подруги-еврейки утром во время этого нападения. «Я проснулся, и она сообщила мне новости, и это было очень печально», – вспоминает Хатири, который просит политического убежища в Соединенных Штатах из-за его политической активности против иранского правительства. Хатири, который учится в Школе перспективных международных исследований имени Джона Хопкинса, сначала сказал своей подруге, что он хочет пожертвовать деньги непосредственно в синагогу. «Я сказал ей, что собираюсь дать небольшую сумму, в общину, но потом я подумал, что, сбор средств может быть более полезен», – сказал он. Он сделал страницу через сайт GoFundMe, и пожертвования начали быстро поступать.
Хатири дважды использовал сайт, чтобы привлечь меньшие суммы денег, для покрытия расходов на проживание во время прохождения стажировки, но у него было мало опыта в сфере крупномасштабного сбора средств. «Я никогда не думал, что сумма достигнет миллиона долларов», – сказал он. «Это, безусловно, было очень удивительно, что люди все еще дают деньги». По состоянию на 9 ноября общая сумма собранных средств превысила 1,1 млн. долларов.
Хатири не единственный, кто собирает деньги после стрельбы. Кампания мусульманских организаций собрала более 200 000 долларов, а еврейская федерация Большого Питтсбурга основала фонд для жертв. Деньги, полученные Хатири, отправлены непосредственно в синагогу «Древо Жизни» через GoFundMe. Он говорит, что мало общался с синагогой, кроме короткого телефонного звонка ее президенту. Хатири говорит, что он был заинтересован в сборе денег для синагоги из-за своего опыта работы с еврейскими друзьями и наставниками, которые помогли ему преодолеть финансовые трудности. «Я всегда был на стороне еврейской доброты и щедрости, и я чувствую себя в долгу перед евреями», – сказал он. Тот факт, что стрелок специально выбрал синагогу как мишень, сильно огорчил его. «Это был не просто случайный сумасшедший, который стрелял в толпу», – сказал Хатири. «Это предназначалось для евреев, которые исторически являются самыми преследуемыми людьми в мире, что сделало это преступление намного более ужасным».
Выросший в семье атеистов в северном иранском городе Горган, Хатири, теперь идентифицирующий себя как деист, мало взаимодействовал с евреями. Но это изменилось, когда он покинул родную страну. В 2011 году Хатири перебрался в Венгрию, где он сблизился с проживающим там израильтянам. Три года спустя он переехал в Соединенные Штаты, чтобы получить степень бакалавра в Университете штата Аризона. Как во время учебы в колледже, так и позже в аспирантуре многие из его друзей и наставников были евреями, говорит он.
Еще до встречи с евреями Хатири восхищался Израилем. «Я всегда любил Израиль как единственную либеральную демократию на Ближнем Востоке, что очень впечатляет», – сказал он. В штате Аризона он работал законодательным координатором кампуса для Американо-Израильского Комитета по общественным связям. Хатири принимал участие в протестах «Зеленого движения» в 2009 году, и он подписал открытое письмо в 2016 году президенту Дональду Трампу, в котором он призвал его ввести санкции против Ирана. Он говорит, что последнее действие привело к тому, что правительства Ирана занесло его в черный список. Он надеется остаться и работать в Соединенных Штатах после окончания аспирантуры.
«Я хочу служить этой стране, которая дала мне все возможности, чтобы быть счастливым», – сказал он. «Однако я могу служить ей и на государственной службе, и за ее пределами». Хатири говорит, что он рад видеть, что так много людей собираются вместе, чтобы помочь синагоге «Древо Жизни». «Приятно было видеть, что люди действительно хотели помочь оставшимся в живых», – сказал он.