Как Ханука вернулась в Королевский концертный зал Амстердама спустя десятилетия после Холокоста
Там, где должен быть ковчег Торы, стоит огромный орган, но в остальном Королевский концертный зал Амстердама одну ночь в году выглядит как синагога. Это происходит потому, что с 2015 года в этом 132-летнем здании, одном из самых престижных музыкальных заведений мира, ежегодно проводится ханукальный концерт. Эта традиция, которая была забыта после Холокоста, помогает объединить и оживить сокращающуюся и разделенную общину с ее славным прошлым, отмечает JTA.
Программа варьируется от традиционных номеров, таких как «Маоз Цур», стихотворение 13-го века, до «Аль-Коль-Эле», израильского хита 1980-го года. Преимущественно еврейская публика поет и хлопает в ладоши, что является серьезной ошибкой практически на любом другом концерте здесь – поскольку те, кто не привык петь на иврите, изо всех сил пытаются правильно произнести слова в очевидной попытке воссоединиться со своими корнями. «Если оставить в стороне память о Холокосте, это один из немногих моментов, когда люди всех течений иудаизма, от самых либеральных до самых ортодоксальных, собираются в одном месте для проведения еврейского мероприятия», – заявил раввин Янки Якобс, директор амстердамского «Бейт-Хабада».
Изюминкой мероприятия является момент, когда на меноре зажигаются ханукальные свечи, которая является важным символом этой общины: 122-летний серебряный артефакт, который был спрятан от нацистов и является точной копией самой дорогой ханукальной меноры в мир, 267-летний меноры Ринтеля. Концерт был традицией до Второй мировой войны, когда нацисты положили этому конец и убили по меньшей мере 75% голландских евреев во время Холокоста. С тех пор голландская еврейская община не смогла восстановить свою численность – согласно демографическому исследованию этого года, сегодня в Нидерландах живет немного меньше евреев, чем в 1946 году. Лидеры общины, насчитывающей около 30000 человек, в последние годы подняли вопросы о ее жизнеспособности в будущем на фоне растущего антисемитизма и ассимиляции. Например, согласно опросу 2009 года, около половины голландских евреев не делают обрезание своим детям. Менее 25% являются прихожанами синагоги, и большинство евреев заключают браки с неевреями.
Имея это ввиду, Барри Мелер, эмигрант из Нью-Йорка, возглавивший возвращение ханукального концерта в Королевском концертном зале, заявил, что он задумал мероприятие таким образом, чтобы оно привлекало самый широкий круг евреев. 55-летний Мелер проводит концерт, который преодолевает растущую поляризацию здесь среди религиозных конфессий. Воодушевленный успехом ханукального концерта, Мелер, десятилетиями проработавший с хорами европейских синагог, организовал дополнительные мероприятия с Камерным ансамблем Еврейского Амстердама, включая мероприятия в День независимости Израиля. Ханукальный концерт укрепил дух общности в сокращающейся и идеологически разделенной общине. (В 2015 году община уволила бывшего главного раввина Амстердама Арье Ралбага за поддержку декларации о гомосексуализме, в которой раввинам рекомендовалось «направлять сторонников однополого секса на путь исцеления и преодоления их наклонностей».) Мелер говорит, что эти и другие проблемы побудили его возобновить ханукальный концерт. «Я хочу доказать, что с помощью позитивной культуры можно оживить умирающую общину так, как никто не мог себе представить», – сказал он.
С тех пор как Мелер убедил руководство Концертгебау, как звучит название зала на голландском языке, возобновить традицию в 2015 году, он создал программы в исполнении уважаемых музыкантов, в том числе профессионального камерного ансамбля, канторского хора Нахмана, который известен своей фирменной 20-секундной высокой нотой. Это место, любимое известными дирижерами, включая Густава Малера и Леонарда Бернштейна, имеет уникальную акустику и площадь 13000 квадратных футов. Мелер никогда не беспокоился о продаже достаточного количества билетов: он предполагал, что они будут распроданы. Но заставить голландских евреев покупать больше всего билетов было проблемой, о которой он беспокоился и с которой старался справиться, опираясь на свои навыки и многочисленные контакты в еврейской общине «Я имею в виду, что это Концертгебау, люди будут приходить», – заявил он. «Я не хотел какого-то концерта «о Хануке»: я хотел, чтобы 2000 человек вместе с выдающимися еврейскими музыкантами пели «Маоз Цур», как в Нью-Йорке».
В этом году ханукальный концерт будет транслироваться в прямом эфире 13 декабря, но физически он не состоится из-за мер социального дистанцирования, связанных с пандемией коронавируса. Но Мелер и его команда уже готовят концерт 5 декабря 2021 года, для чего они также собирают средства, чтобы уменьшить убытки от отмены концерта в этом году. Мелер признал, что символизм, место проведения и религиозный аспект концерта добавляют ему значимости, но они также рискуют сделать мероприятие помпезным и душным. Он следит за тем, чтобы этого не произошло, вставляя шутки и комментарии.
Возвращение к традиции проведения стало «глотком свежего воздуха», – говорит Мариетт Грененбум, 60-летняя учительница, член ортодоксальной еврейской общины в Амстердаме. На ханукальных концертах «присутствует настоящее чувство общности, а этого очень не хватает голландским евреям», – сказала она. «И что немаловажно, есть также юмор». Мелер – открытый гей, но, по его словам, это не вызвало напряженности в его работе в ортодоксальных синагогах. Ортодоксальные раввины, посещающие концерты, похоже, согласны. «Я принимаю любого еврея, независимо от того, насколько строго он следует галахе», – заявил хабадский раввин Дови Пинкович. «Веселые шутки и все такое – не совсем мой любимый жанр, но на концерте он не особо заметен. Честно говоря, я просто не вникаю в суть дела». Для Пинковича «интереснее видеть, как люди, которые не ходят в синагогу, приходят на концерт, читают текст из программы и пытаются приобщиться к иудаизму». Но стиль Мелера нравится не всем.
Давид Симон, давний активист еврейских организаций, ранее сотрудничавший с Мелером на концертах, в прошлом году разорвал сотрудничество. Он устроил другой ханукальный концерт, который в этом году состоится в местной синагоге. «Барри предан своему делу и много сделал для культурной жизни здесь, но иногда он просто чрезмерен, и мероприятия, которые он устраивает, в конечном итоге слишком похожи на шоу Барри Мелера», – заявил Симон JTA. Тем не менее, для многих евреев за пределами Амстердама ханукальные концерты – единственное ежегодное еврейское мероприятие, на которое они поедут в столицу, подчеркнул Рональд Найхаут, 69-летний член еврейской общины Лейдена, города, расположенного примерно в 40 милях к югу от Амстердама. «У нас здесь есть еврейская жизнь, – говорит он, – но концерты просто уникальны».