Новости

Как еврейские общины по всей территории США в этом году помогли переселить 1900 эвакуированных афганцев

4 сентября 2022, 17:00 сша
Поделиться

1 сентября 2021 года Хадия (фамилия не разглашается по соображениям безопасности) сбежала из своего дома в Кабуле вместе со своими родителями Мирвайсом и Зарминой и старшей сестрой Марвой, пишет журналистка «The Times of Israel» Рене Герт-Занд.

Все, что они взяли с собой, — это свои мобильные телефоны, портативный компьютер и одежду, которая была на них. 22-летняя Хадия и ее семья спаслись от захвата власти талибами и хаотичного вывода войск Соединенных Штатов из Афганистана после 20-летней войны. 30 августа отмечается первая годовщина окончания вывода войск, в результате которого были эвакуированы десятки тысяч связанных с США афганцев, находившихся в «группе риска».

«Нам нужно было выбираться. Мой отец в прошлом был журналистом на радио «Азади» (бывшее радио «Свободный Афганистан») и в то время работал на афганскую армию. А моя сестра занимала видную должность в Министерстве внутренних дел Афганистана», – рассказала Хадия. Вместо того чтобы отправиться в переполненный кабульский аэропорт, Хадия и ее семья остались дома, пока американский советник не приказал им ехать в другую провинцию, находящуюся в семи часах езды. Они оставались там 20 дней, пока талибы не дали разрешения на их отъезд. Американские военные доставили семью на базу в Катаре. Они пробыли там месяц, прежде чем их перевели на военную базу в Вирджинии, где они прожили с другими эвакуированными более двух месяцев.

В интервью «The Times of Israel» из своего нового дома в Гаррисберге, штат Пенсильвания, Хадия заметила, что ее семья оказалась бы в «плохой ситуации», если бы им не помогли волонтеры из еврейской общины Гаррисберга. Хадия сослалась на партнерство между Еврейскими федерациями Северной Америки (JFNA) и Фондом Шапиро в рамках инициативы в размере 1 миллиона долларов для поддержки усилий еврейских общинных организаций по обустройству более 1900 эвакуированных из Афганистана в 15 городах и 12 штатах. Поддерживая координацию волонтеров, соцработников и выделяя денежную помощь, финансирование Фонда Шапиро дополняет работу, проделанную HIAS и другими агентствами, которые отвечали за первоначальные услуги по переселению афганских семей с военных баз.

Сделать шаг на встречу, чтобы помочь

Одним из получателей гранта была Еврейская семейная Служба Большого Гаррисберга (JFS), которая работала с Еврейской федерацией Большого Гаррисберга и другими общественными организациями, чтобы привлечь 75 волонтеров к усилиям по переселению. Добровольцы предоставили эвакуированным ресурсы, навыки, инструменты и необходимую систему поддержки, чтобы успешно начать свою жизнь заново. Программа осуществлялась в сотрудничестве с программой администрации Байдена «Поддержка союзников», которая сотрудничает с частными компаниями и некоммерческими организациями для содействия расселению эвакуированных афганцев. По данным Министерства внутренней безопасности, к настоящему времени более 80000 перемещенных афганцев были переселены в города. «Более 75000 эвакуированных спали на военных базах. Мы должны были что-то сделать, чтобы избавить их от этого», – заявила управляющий директор по связям с общественностью JFNA Дарси Хирш.

Вебинар, посвященный инициативе переселения, состоявшийся в октябре 2021 года, привлек 200 участников из еврейских общин по всей территории США. «Я была поражена интересом, особенно со стороны общин, которые никогда раньше не участвовали в усилиях по переселению беженцев», – рассказала Хирш. JFNA быстро открыла процесс подачи заявок, и к концу декабря были присуждены гранты. Гранты и дополнительный сбор средств на местном уровне имели решающее значение, поскольку афганцы классифицируются как привезенные по гуманитарным соображениям и, следовательно, не имеют права на финансовую поддержку, предоставляемую правительством США беженцам. (Позже Конгресс выделил некоторое финансирование на расселение афганских беженцев в сентябре 2021 года.)

Хадия и ее семья прибыли в Гаррисберг в январе этого года. Кардиолог на пенсии Марк Глик был среди волонтеров, которые приветствовали их. «Когда я следил за новостями, я знал, что этим афганским эвакуированным понадобится помощь. Я участвую во многих проектах социальной справедливости и социальных действий в моей синагоге и общине, так что это показалось мне чем-то, что я мог бы сделать», – рассказал Глик. 64-летний Глик стал капитаном одного из четырех «Кругов встречи» (группа из 5-8 волонтеров, оказывающих прибывшим помощь, которую обычно оказывают специалисты по переселению, в течение шести месяцев, часто при поддержке более широких слоев населения) в Гаррисберге. Его группа взяла на себя ответственность за семью Хадии и четырех одиноких мужчин. Каждый из трех других «кругов» принимал многодетные семьи, в том числе некоторые с детьми с особыми потребностями.

«Сотрудники JFS и социальные работники возглавили программу. Они оказали нам полную поддержку и были очень отзывчивы. Мы все вместе учились по ходу дела», – заметил Глик. После поиска жилья для новоприбывших главной целью было помочь им экономически встать на ноги. «Это было непросто по нескольким причинам. Во-первых, многие афганцы не говорят по-английски, и все матери семей неграмотны даже на своем родном языке. Во-вторых, общественный транспорт в районе Гаррисберга ограничен, и вам нужен частный транспорт, чтобы добраться до работы», – отметил Глик. «С помощью JFS мы смогли найти работу для афганцев, где работодатель организовал транспортировку. Кроме того, почти у всех афганцев к настоящему времени есть велосипеды, а у некоторых есть машины, в том числе у отца Хадии», – рассказал он. Большинство рабочих мест, которые были предложены новичкам, были рабочими специальностями, такими как сборочная линия, упаковка на фабриках или работа на птицефабрике. Благодаря тому, что Хадия изучала английский язык в средней школе и колледже в Кабуле, она получила должность ассистента в классе дошкольного образования в Еврейском общинном центре Гаррисберга.

«Дети такие милые, и мне нравятся учителя. Мне было приятно познакомиться с еврейской общиной. Я узнаю об иудаизме, а они узнают от меня об исламе. Существует взаимное уважение», – рассказала Хадия. «Я узнала, что, как и мы, (соблюдающие кашрут) евреи не едят свинину. И теперь я знаю ивритские слова, такие как «шабат» и «шалом», а также песню хамоци», – заявила она, имея в виду версию благословения перед употреблением хлеба, которую часто поют в американских еврейских дошкольных учреждениях и в еврейских летних лагерях.

Отец Хадии нашел работу по упаковке автомобильных запчастей, а ее мать была нанята для организации кидуша (угощения после службы) в шабат в двух местных синагогах. Ее сестра уехала из Соединенных Штатов в третью страну, чтобы выйти замуж за своего жениха. «У нас еще не было машины, когда моя сестра уехала. Мы были так счастливы, что волонтер отвез нас в аэропорт, чтобы проводить ее. Это было такое эмоциональное время», – поделилась Хадия.

Адаптация к американской культуре

По словам Глика, оказание эмоциональной поддержки встревоженным эвакуированным — вдали от дома, в состоянии культурного шока и обеспокоенным тем, что их близкие остались вдали, — было так же важно, как и помощь им в практических вопросах. «Я был доступен 24/7 для любых нужд. Я получал 25-30 сообщений в день на свой телефон. Я использовал приложение – переводчик для общения. Я могу сказать, что сейчас все идет гораздо более гладко, потому что в последнее время я получаю, может быть, по одному текстовому сообщению или телефонному звонку через день», – заявил он.

Хотя сейчас все идет своим чередом, поначалу нужно было многое сделать. Волонтеры помогали афганцам решать бюрократические вопросы, такие как получение талонов на питание, доступ к медицинскому обслуживанию и регистрация на уроки ESL (английский как второй язык). Кроме того, нужно было войти в ритм повседневной жизни в Америке, например, ходить за продуктами, учиться пользоваться бытовой техникой, посещать местные мечети и адаптироваться к американской культуре. Дети должны были быть зачислены в школы. В случае Хадии речь шла о том, чтобы вернуться к своим научным занятиям в области компьютерных наук. Она проучилась полтора года в частном университете в Кабуле и горела желанием снова взяться за учебу. Волонтеры Гаррисберга собрали средства для ее участия в летнем семестре в местном колледже. Она выиграла стипендию, которая позволит ей продолжить обучение.

«Мои курсы из Кабула не были зачтены, так что мне пришлось начинать все сначала. Я отучусь два года в местном колледже и переведусь в четырехлетний колледж. Моя конечная цель – стать успешным разработчиком приложений», – рассказала Хадия. Возможность Хадии и ее семьи оставаться в США в долгосрочной перспективе зависит от их способности подать заявление на получение постоянного иммиграционного статуса. «Для этих людей нет пути домой. Афганцы получили разрешение на пребывание всего на два года. Им пришлось бы просить убежища, а это долгий и трудный процесс», – заметила Хирш из JFNA. JFNA, наряду со многими другими еврейскими и нееврейскими организациями и агентствами, лоббирует принятие Закона об адаптации афганцев, который позволил бы некоторым нынешним и будущим афганцам, получившим разрешение на въезд по гуманитарным соображениям подать заявление на получение законного постоянного статуса после одного или двух лет в США без потери работы или депортации в третью страну в ожидании обработки их заявления.

Такие программы были приняты для прошлых подобных эвакуаций в США, в том числе для кубинцев после прихода к власти Кастро, выходцев из Юго-Восточной Азии после падения Сайгона и иракских курдов во время правления Саддама Хусейна. «Соединенные Штаты так отличаются от моей страны, но это то место, где мы сейчас находимся», – заметила Хадия, которая с оптимизмом смотрит в свое будущее в стране, где она вольна продолжать свое образование и жить так, как ей заблагорассудится. «Женщины, которые все еще находятся в Афганистане, теперь потеряли все», – отметила она.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции