Израильско-иранская конфронтация вынуждает державы Персидского залива выбирать на чью сторону встать
Саудовская Аравия и другие богатые нефтью государства Персидского залива в последние годы старались избегать занимать какую-либо позицию в отношении геополитического соперничества Америки, сохраняя нейтралитет в отношении конфликта на Украине и налаживая связи с Китаем, пишут журналисты «Wall Street Journal» Саммер Саид и Стивен Калин.
Поскольку Израиль и Иран находятся в открытом конфликте, им, возможно, придется выбрать на чью сторону встать. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты изо всех сил старались оставаться в стороне, когда на прошлой неделе стало ясно, что Иран нападет на Израиль в ответ на удар в Сирии, в результате которого погибли высокопоставленные иранские военные офицеры. По словам арабских чиновников, саудовцы и эмиратцы обменивались разведывательными данными, что способствовало чрезвычайно успешному оборонительному ответу на масштабную воздушную атаку Ирана. Однако они не дали Вашингтону всего, что он хотел, запретив США и Израилю использовать их воздушное пространство для перехвата ракет и беспилотников, заявили чиновники.
Конфронтация показала обеим странам, насколько трудно будет сохранять баланс между их главным соперником на Ближнем Востоке, Ираном; их самым важным партнером в области безопасности — США; и Израилем, мощной военной державой, с которой саудовцы и эмиратцы сблизились за последние годы, но которую они оба резко критикуют по поводу его поведения во время войны в Газе. Если израильско-иранский конфликт обострится и втянет США, арабские государства Персидского залива, вероятно, столкнутся с суровым выбором: позволить американским силам совершать атаки с баз в своих странах и рисковать получить удар возмездия со стороны Ирана, или попытаться умиротворить Иран и остаться в стороне, как они и сделали после того, как теракты 7 октября погрузили Ближний Восток в хаос.
После атаки 13 апреля ОАЭ призвали к сдержанности и необходимости достижения стабильности по дипломатическим каналам. «Регион должен избегать конфликтов любой ценой, поскольку он не может выдерживать дополнительную напряженность и конфронтацию», — заявил эмиратский чиновник. Сложности для Саудовской Аравии усугубляет ее стремление заключить большое соглашение, которое признало бы Израиль в обмен на твердые обязательства в области безопасности со стороны США и помощь в ядерной программе королевства. Стремление к заключению соглашения было остановлено войной в Газе, но саудовцы дали понять, что они все еще хотят лучших гарантий обороны от США, от которых, по их мнению, Вашингтон отказался в последнее десятилетие. «В отсутствие приверженности США их безопасности они сделают все возможное, чтобы ограничить свое сотрудничество и скрыть его от Ирана», — заявил бывший чиновник Пентагона Билал Сааб, который работал над сотрудничеством в области безопасности на Ближнем Востоке, а сейчас является научным сотрудником лондонского аналитического центра «Chatham House».
Саудовская Аравия и Эмираты в начале этого года публично отказались участвовать в возглавляемой США морской коалиции, призванной противостоять нападениям на судоходство в Красном море со стороны йеменских повстанцев – хуситов, которые угрожали нанести удар по странам – участницам. Наряду с Кувейтом они также запретили Пентагону наносить авиаудары по хуситам с баз на их территории, говорят представители Министерства обороны США и арабские чиновники.
Страны Персидского залива опасаются, что их население сочтет их поддерживающими Израиль и США после более чем шестимесячной войны в секторе Газа, где были убиты почти 34000 палестинцев. Но если в ближайшие недели США будут более активно участвовать в прямой конфронтации с Ираном, арабские правительства, скорее всего, обнаружат, что пространство для маневра сужается, говорят арабские чиновники. «Если Иран начнет эскалацию непосредственно против американских объектов… тогда наступит момент расплаты», — заявил эксперт по Ближнему Востоку в Школе государственного управления и государственной службы имени Буша при Техасском университете A&M Грегори Гауз.
До сих пор Иран заявлял, что не намерен атаковать США, а Вашингтон заявляет, что не будет участвовать в ответных мерах Израиля. Гауз заметил, что страны Персидского залива традиционно колебались между опасениями, что они станут побочным ущербом, когда Вашингтон будет агрессивен по отношению к Ирану, и страхом, что их оставят, когда США станут более примирительно настроенными по отношению к Тегерану. «Это не то, что вы можете решить», – отметил он.
В последние годы Саудовская Аравия и ОАЭ стремились к разрядке с Ираном после периода разрыва связей. Соглашение, заключенное год назад при посредничестве Китая, восстановило саудовско-иранские отношения, и с самого начала конфликта королевство пытается удержать Иран и его сателлитов от превращения войны в Газе в более широкий конфликт, предлагая сотрудничество и инвестиции в иранскую экономику. После удара в этом месяце по посольству Ирана в Дамаске, который вызвал ответную реакцию Ирана 13 апреля, страны Персидского залива были обеспокоены тем, что Иран может нанести удар по посольствам Израиля в регионе и что США могут не обеспечить решительного ответа, заявили саудовские чиновники.
Перед крупномасштабными ударами по Израилю иранские чиновники проинформировали о них коллег из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. По словам саудовских чиновников, они обрисовали и определили сроки реализации своего плана, чтобы эти страны могли защитить воздушное пространство. Информация была передана в США, дав Вашингтону и Израилю важное предупреждение и продемонстрировав саудовским чиновникам, что потепление Эр-Рияда по отношению к Тегерану приносит свои плоды. По словам чиновников арабских стран и «Хезболлы», чиновники Саудовской Аравии и Эмиратов также встретились в последние недели с представителями ливанской группировки «Хезболла» в попытке деэскалации конфликта с Израилем.
Высокопоставленный саудовский чиновник заявил, что наследный принц Мухаммед бен Салман не хочет, чтобы война отвлекала его от его амбициозных планов по преобразованию экономики королевства. «Эта война и нынешняя эскалация подвергают его планы еще большему риску», — заметил чиновник. «МБС знает, что если война расширится, страны Персидского залива пострадают в первую очередь».
Реакция на атаку 13 апреля, которую Израиль отразил благодаря сотрудничеству с военными США, Европы и арабских стран, продемонстрировала потенциальную ценность партнерства с Вашингтоном. «Это подтверждает, что, когда вы поддерживаете Соединенные Штаты, вы можете защитить свой суверенитет в сотрудничестве как с Соединенными Штатами, так и со своими соседями», — заявил эксперт по Ближнему Востоку в аналитическом Центре стратегических и международных исследований Джон Альтерман. Но после того, как в течение многих лет государства Персидского залива не могли заключить более формальные соглашения о безопасности с США, то сейчас, после связанных с Ираном атак, на которые, по их мнению, США не отреагировали должным образом, государства Персидского залива теперь не решаются поставить себя под прицел Ирана ради поддержки США.
Политолог из Эмиратов Абдулхалек Абдаллах, ожидает, что ОАЭ будет поддерживать отношения с Ираном и Израилем, несмотря на то, что он считает дестабилизирующими действиями обеих стран. «Самый разумный курс на данный момент — держаться подальше от всего этого, продолжать сосредотачиваться на своих национальных интересах, собственной безопасности и стараться держаться в стороне от этого», — заявил он. «Мы не хотим ввязываться в это так или иначе. Это приоритет №1 в ОАЭ и для остальных стран Персидского залива».
Ветеран Центрального разведывательного управления и бывший глава контртеррористического управления агентства Бернард Хадсон, заявил, что после многомесячной тупиковой ситуации между Вашингтоном и йеменскими хуситами нападение 13 апреля продемонстрировало, что Иран приближается к паритету безопасности с США на Ближнем Востоке, и ответные действия США могут не привести к существенному ослаблению военной мощи Ирана. «Это не останется незамеченным для региональных союзников США, которым все чаще придется принимать собственные меры безопасности, поскольку защитный зонтик США продолжает протекать», — заметил он.