Израильский телесериал «Тегеран» выходит на мировой уровень
«Мы всегда чувствовали, что делаем что-то хорошее», – говорит Дана Иден, одна из создательниц «Тегерана», израильского телесериала, который недавно завершил свой первый сезон на телеканале «Kan 11» и который скоро будет транслироваться на международном уровне на «Apple TV+». «Но это превзошло наши самые смелые мечты, и мы очень благодарны за это».
Продюсеры надеются, что «Тегеран» сможет привлечь международную аудиторию после своего дебюта на «Apple», и что он станет популярным хитом, как «Фауда» и «Штисель». Ни Иден, ни представитель «Apple TV+» не смогли назвать дату, когда будет показан «Тегеран». «Тегеран» стал обязательным для просмотра для широкой израильской аудитории, что является редкостью в эпоху стриминга и пресыщения. Хотя государственный канал «Kan» после каждой трансляции размещал на своем сайте серии из «Тегерана», которые были доступны бесплатно, сериал был настолько популярен, что большинство предпочитали смотреть трансляции в 21:15 по понедельникам, чтобы им не пришлось ждать ни дня. А сопутствующие новости сделали сериал еще более актуальным: в те недели, когда транслировался «Тегеран», произошла серия взрывов на военных и ядерных объектах вокруг Ирана.
«Я хочу поблагодарить израильскую публику, которая сделала его хитом и увеличивала его аудиторию от недели к неделе», – сказала Иден. «Мы потратили шесть лет на разработку сериала, и очень приятно видеть, что он стал популярным». Успех особенно приятен, потому что сериал был отклонен несколькими телеканалами, в том числе, как сообщается, «Keshet». Хотя сообщалось, что «Apple» заплатила по 1 миллиону долларов за серию восьмисерийного сериала – огромные деньги для израильского телевизионного мира, который работает на скудных бюджетах, – Иден не стала подтверждать или опровергать это, сказав только: ««Apple» заплатила очень хорошую цену».
Сериал фокусируется на главной героине, Тамар (Нив Султан), молодом агенте «Моссада» из семьи иранских евреев, которую отправляют в Тегеран для дестабилизации иранской ядерной программы. Львиная доля действий происходит в Иране, и, хотя ее кураторы и командиры «Моссада», которых играют Менаше Ной и Лираз Чарчи, являются ключевыми персонажами, большая часть актерского состава состояла из актеров-иранцев, играющих как правительственных агентов, так и диссидентов. Диссидентская жизнь Ирана очень редко изображалась на экране, и было увлекательно видеть разногласия среди этих диссидентов, которые, по задумке сериала, варьировались от рейв-фанатов, которые в основном борются за свое право на участие в вечеринках, до более принципиальных политических оппонентов режима, как Милад (Шервин Аленаби), хакер, готовый использовать свои навыки, чтобы вывести из строя энергосистему и нанести вред атомным станциям.
Помимо того, что этот сериал пролил свет на мир диссидентов, он также продемонстрировал очень талантливую иранскую актерскую диаспору. Подобно тому, как европейцы, спасающиеся от нацистов, принесли в Голливуд богатство разнообразия и талантов, начиная с 1930-х годов, иранцы, которые хотели жить жизнью, свободной от ограничений Исламской Республики Иран, покидали страну в течение десятилетий, и многие из них стали актерами. Некоторые самые известные актеры из их числа появляются в «Тегеране». В их числе Навид Негахбан, которого зрители «Родины» помнят как Абу Назира, и который снялся в израильском фильме Ювала Дельшада «Баба Джун», получившем премию «Офир». Негахбан играет владельца туристического агентства, который помогает Моссаду в Тегеране. Шон Туб, один из горстки иранских евреев в актерском мире, сыгравший жестокого Джавади в «Родине», столь же неотразим как иранский агент, который выясняет, что задумала Тамар.
Некоторые актеры-израильтяне свободно говорят на фарси, но Султан не знала этого языка. Иден сказала, что в течение четырех месяцев она выполняла эквивалент ульпана на фарси, чтобы быстро освоиться. Создатели также работали с учеными, которые являются экспертами по Ирану, чтобы они могли реалистично отобразить мир диссидентов и повседневную жизнь других иранских персонажей, таких как молодая женщина, участвующая в провластной организации, которая идет на демонстрации с плакатами типа «Я люблю свой хиджаб».
Помимо Иден, создателями сериала являются Маор Кон, Омри Шенхар и Даниэль Сыркин, ветераны израильской телеиндустрии, а также Моше Зондер, один из сценаристов, написавших «Фауду». Все они умело заставляют публику нервничать, и каждая серия заканчивался внезапно. В соцсетях были споры по поводу того, что заключительная серия оказалась разочарованием, но трудно найти кого-нибудь, кто не смотрел бы его до конца.
Еще один интересный аспект успеха «Тегерана» заключается в том, что он привлек внимание к телеканалу «Kan». Если «Kan» повезет, зрители «Тегерана» перейдут к его последнему оригинальному сериалу «Маньяк» – суровой полицейской драме, которая показывается в том же временном интервале. Если в прошлом телезрителям за границей, которые хотели смотреть израильские сериалы, приходилось либо ждать ремейков, либо смотреть «Netflix», который в настоящее время включает около 10 израильских сериалов. «Apple TV+» пытается бросить вызов монополии «Netflix» для людей, которые хотят смотреть израильское телевидение. «Apple» собирается начать показ психологической драмы «Потеря Элис» с Айелет Зурер в главной роли, которая появилась вместе с Томом Хэнксом в фильме «Ангелы и демоны», продолжении «Кода да Винчи».
«Потеря Элис» идет в Израиле на канале «Hot», а прошлой весной сериал также был показан на всемирном онлайн-кинофестивале «We Are One». Сериал представляет собой своего рода нуарную версию «Все о Еве», поскольку Зурер играет телевизионного режиссера, которая больше не входит в список первоклассных, и оказывается одержима дерзкой молодой сценаристкой, которую играет новичок Лихи Корновски. «Apple TV+» также участвует в производстве мини-сериала главной международной звезды Израиля Галь Гадот и ее продюсерской компании об австрийско-еврейской голливудской звезде Хеди Ламарр, которая также была изобретателем. Гадот сыграет Ламарр. Изначально сериал снимала «Showtime», но затем она передала права на него «Apple».
«Apple» также делает американский ремейк израильского сериала из «Keshet», «Когда герои летают» (который в настоящее время доступен на иврите на «Netflix» — это может запутать). Еще один популярный сериал, который должен выйти в следующем году, — это ремейк израильского сериала «Ваша честь». В ремейке телеканала CBS Брайан Крэнстон играет судью, чей сын убивает ребенка вора в законе в дорожно-транспортном происшествии. Сериал создан Робертом и Мишель Кинг, командой, стоявшей за «Хорошей женой», а исполнительным продюсером является Алон Аранья, один из продюсеров «Тегерана».
В настоящее время снимается третий сезон «Штиселя», а Шира Хаас, которая играет Рухаму в сериале, только что была номинирована на «Эмми» за роль в сериале «Netflix» «Неортодоксальная» и появилась на обложке «Variety». Хотя «Штисель» уже стал хитом на «Netflix», сейчас на различных этапах производства находятся десятки израильских сериалов, все продюсеры которых надеются, что они станут следующим «Тегераном».