Израильские медики считают, что оптимизм помогает продлить жизнь после сердечных приступов
Те, кто ждут от будущего хорошее, скорее всего, имеют больше шансов прожить десятки лет после первого сердечного приступа, чем их менее оптимистичные сверстники. Таковы результаты исследования, проведенного учеными медицинского факультета Тель-Авивского университета.
Результаты не доказывают, что оптимизм продлевает жизнь, но тем не менее врачи должны рассмотреть вопрос о включении “прививания оптимизма” в процесс реабилитации больных после сердечных приступов, – пишет исследовательская группа в журнале Mayo Clinic Proceedings.
“Важно отметить, что оптимизм это не просто радужное восприятие мира; напротив – оптимисты более склонны признавать риски и планировать, как справиться с ними”, – пояснил по электронной почте агентству Reuters руководитель группы Ярив Гербер.
Оптимисты скорее принимают сложившиеся обстоятельства и решают, как изменить свой образ жизни в соответствии с рекомендациями специалистов по поведению после сердечных приступов, – добавил профессор Гербер, возглавляющий отделение эпидемиологии и профилактической медицины медицинского факультета Тель-Авивского университета.
У оптимистов также реже возникают воспалительные процессы в организме, которые могут негативно сказаться на здоровье сердца, отметил он.
Для проверки связи между оптимизмом и реабилитацией после сердечных приступов, ученые изучили 664 людей, которые были моложе 65 лет в 1992 и 1993 годах, когда у них случились первые сердечные приступы.
Средний возраст в момент сердечного приступа составлял 52 года; 15 процентов испытуемых составляли женщины. Пока они находились в больнице после приступа, участники заполнили тест “Взгляды на жизнь”, который оценивал их общий уровень оптимизма или пессимизма.
В 2015 году исследователи проверили, кто из тестируемых еще жив. Они обнаружили, что 284 пациента, или 43 процента пациентов умерли.
После учета таких данных, как возраст, пол, образование, занятость, курение, а также эмоциональных факторов, таких как депрессия и социальная поддержка, исследовательская группа обнаружила, что люди, занявшие верхнюю треть в шкале оптимизма сразу же после первого сердечного приступа, имели на 33 процента меньше шансов умереть в последующие годы, чем те, чьи результаты были в средней или нижней части.
Самые оптимистичные оказались чаще более образованными, трудоустроенными, имеющими социальную поддержку. Оптимисты реже были курильщиками и были менее склонными к депрессии.
Однако, скорее всего невозможно превратить кого-то в оптимиста, так как это свойство может быть наследственным или основанным на опыте прошлых лет, отметил Гербер. Тем не менее, даже если люди не могут научиться быть оптимистами, они могут попытаться вести себя так, как в подобных ситуациях ведут себя оптимисты.
“Другими словами, даже если вы не можете превратить человека в оптимиста, вы можете быть в состоянии научить его или ее вести себя “как оптимист”, – сказал Гербер.