Израильские художники привлекают внимание к заложникам, захваченным ХАМАСом с помощью своих работ
Поскольку Израиль опасается за судьбу около 230 заложников, похищенных ХАМАСом, художники делают их центром внимания в своих работах, пишет журналистка «Deutsche Welle» (внесен в список СМИ-иноагентов) Сюзанна Кордс.
«Изображения заложников здесь повсюду», — говорит куратор ежегодной арт-ярмарки «Freshpaint» в Тель-Авиве Ифат Гурион.
В настоящее время Гурион направляет всю свою энергию на повышение осведомленности о заложниках, похищенных ХАМАСом 7 октября. И она не одна. Культурная жизнь Израиля реагирует на продолжающуюся ситуацию с заложниками художественными мероприятиями.
В одной из инсталляций длинный стол украшен красивой посудой; бокалы для вина и свечи, установленные так, как будто для традиционной шабатней трапезы. Обычно здесь собираются члены семьи, но стулья на площади перед Тель-Авивским художественным музеем остаются пустыми. Они предназначены для похищенных заложников. Этот жест призван показать, что заложники все еще живы в сознании израильтян.
Еще один арт-проект был установлен на площади Сафра в Иерусалиме. Здесь около 230 кроватей, пижамы ждут своих хозяев, на прикроватных тумбочках лежат книжки с картинками. «Пустые кровати» — так называется инсталляция, созданная организацией «Немедленно верните их домой» совместно со студентами-художниками. Вместе они спели национальный гимн «Атиква», название которого означает «надежда».
Израиль – маленькая страна. Почти каждый знает кого-то, кто пострадал от резни, в ходе которой террористы ХАМАСа убили 7 октября 1200 человек в Израиле, или кого-то, члены семьи которого сейчас находятся в плену где-то в секторе Газа. «Это мы» — подходящее название арт-проекта, в котором лица похищенных были нарисованы красками на холсте.
«Это не место поминовения; цель — привлечь внимание к заложникам», — говорит Ифат Гурион. Художественный проект, который она помогла инициировать, близок ее сердцу, и она хочет вывести его за пределы границ Израиля.
Она чувствует, что о заложниках забывают, поскольку в настоящее время основное внимание уделяется гуманитарной ситуации в секторе Газа: «Я действительно испытываю глубокую скорбь по поводу страданий невинных жителей Газы», — говорит Гурион. «Но, похоже, мир упускает из виду, что это не возмездие и не должно быть возмездием. Это попытка освободить более 200 заложников. Так что это очень, очень мощное и очень важное послание, которое необходимо повторить».
В проекте приняли участие художники со всего Израиля и некоторых из-за границы. Перед Тель-Авивским художественным музеем они создали картины с изображением заложников по фотографиям.
Около 150 художников работали в две смены, утром и после обеда. Они были очень сосредоточены и задумчивы, как будто психически соединялись со своими объектами.
Один художник нарисовал кого-то с таким же именем, как и у него; другой – человека, у которого сегодня был день рождения. В беседе с «The Times of Israel» художница Ходая Гилад рассказала, что все время, пока она работала над портретом 18-летней Лири Альбаб, она задавалась вопросом, через что проходит молодая девушка, и ей казалось, будто она, таким образом, лучше узнает ее.
Так чувствовали не только художники, но и прохожие. Были эмоциональные моменты, когда люди узнавали на картинах друзей или членов семьи. Площадь перед музеем неофициально переименовали в Площадь похищенных и пропавших без вести.
«Мы сказали, что наша цель — не проводить какую-либо выставку», — говорит Гурион. «Мы не считаем правильным поступать так с портретами этих людей. Мы хотим подарить их самим заложникам, когда они вернутся».
«Это мы» призван стать знаком надежды. Сейчас Гурион хранит картины у себя дома и выкладывает их фотографии в Интернет.
«Социальные сети — очень мощный инструмент для распространения и обнародования проекта в мире», — говорит она.
Гурион продолжает питать надежду на освобождение заложников. «Сейчас мрачные времена. Очень трудно сохранять надежду, это тяжело. Возможно, это даже неестественно», – говорит она. «Но у нас нет выбора».
Гурион говорит, что выросла на историях пионеров, приехавших в Израиль из Германии, России и других стран. «Не то, чтобы у них был большой выбор. Тот, кто не приехал в Израиль, был убит во время Холокоста. Они приехали сюда, а я родилась и выросла в Израиле. Здесь я воспитываю своих детей. Это мои друзья и семья. Когда я вижу, что происходит по всему миру, это дает мне понять, что другого места у нас действительно нет».
Ифат Гурион надеется, что однажды наступит мир и цикл насилия закончится. Тем временем она и другие прилагают усилия для возвращения заложников домой, по крайней мере символически.