Израильские археологи раскрыли историю 1800-летнего изображения меноры
Почему крестоносцы украсили лестницу изображением меноры? Эта археологическая тайна — насчитывающая почти два тысячелетия с момента создания меноры — была недавно раскрыта, через семь лет после того, как еврейский символ был обнаружен в рамках раскопок древней Тверии проводимых Еврейским университетом.
Менора, первоначально вырезанная на двери базальтовой гробницы, является осязаемым свидетельством драматических периодов истории города под властью трех монотеистических религий мира. Изображение семисвечника размером 68 на 78 сантиметров было обнаружено во время раскопок под руководством д-ра Катрии Титрин Сильверман из Еврейского университета, которые продолжаются с 2009 года. Дверь, украшенная менорой, была типичной для еврейской гробницы 150-350 годов до н.э., сказала Сильверман в беседе с The Times of Israel 11 декабря.
После падения Второго Храма в 70 году н.э. и изгнания евреев из Иерусалима Тверия стала центром еврейской жизни. Считается, что Синедрион, суд на основе еврейского права и центр учености, находился в Тверии примерно с 190 года н.э. После мусульманского завоевания в 635 году н.э. город стал одним из мест раннего халифата. Археолог Сильверман сказала, что в этот период дверь с меноры использовалась в качестве основания мечети, построенной на месте более ранней мечети, сказала Сильверман.
Поскольку дверь не была обнаружена на своем месте, исследователи не могут точно определить ее происхождение. Однако, сказала Сильверман, ясно, что использование этой двери мусульманами в строительстве мечети было очень преднамеренным. Про строительстве мечети, по ее словам, также использовались языческие и христианские колонны которые были вставлены в виде угловых фигур. Эти материалы, взятые для преднамеренного вторичного использования, называются «spoila», – сказала Сильверман. Они – трофеи, способ четко заявить: «Мы строим нашу структуру на спинах тех, кто пришел перед нами, – сказала она. – В их использовании есть выражение победы и наследования».
Интересно, говорит Сильверман, что во время раскопок было обнаружено, что рядом с мечетью была церковь, в которой использовалась spoila. Согласно надписи, найденной в церкви, он все еще использовался до по крайней мере X века. «Между ними была только улица», – сказала она, добавив, что, хотя они нашли останки того, что кажется языческим храмом, археологической групе еще не удалось обнаружить синагогу на месте древнего религиозного центра. «Странно думать, что именно у нас, в Израиле, находятся одни из самых важных раскопок ранней мусульманской мечети», – сказала Сильверман.
Мечеть, при строительстве которой была использована дверь с менорой, была разрушена в результате землетрясения в 1068 году. Впоследствии ее строительные материалы были повторно использованы крестоносцами, и поэтому менора стала частью лестницы в комнате на сахарном заводе. Назвав этот период «первой промышленной революцией в Израиле», Сильверман сказала, что после того, как в период мусульманского правления в стране стал выращиваться сахарный тростник, вся территория Иорданской долины и долины Гиносара были заняты в производстве сахара. Центр Тверии к этому периоду переместился на север, и производство сахара было устроено на окраине города.
Сильверман сказала, что значение меноры как еврейского символа вряд ли было понято в период крестоносцев. Его использование в качестве ступеньки на светском сахарном заводе было, во всяком случае, «прагматичным» – сладостно-горьким концом меноры, которая начала свою жизнь на еврейской гробнице.