Израиль заявил, что нападение на Рушди с ножом «является нападением на наши ценности» и свидетельствует о жестокости Ирана
Премьер-министр Яир Лапид вечером 13 августа осудил покушение на убийство британско-индийского писателя Салмана Рушди, совершенное накануне в Соединенных Штатах, как посягательство на свободу и следствие многолетнего подстрекательства со стороны иранского режима, пишет журналист «The Times of Israel» Джереми Шарон.
«Нападение на Салмана Рушди — это нападение на наши свободы и ценности. Это результат десятилетий подстрекательства экстремистского режима в Тегеране», – написал Лапид в своем твиттер-аккаунте. «От имени народа Израиля мы желаем ему полного и скорейшего выздоровления». Заместитель министра иностранных дел Идан Ролл также осудил иранский режим после нападения на Рушди во время выступления в городе Чаутаукуа в штате Нью-Йорк. «Вчерашнее шокирующее нападение на Салмана Рушди является еще одним свидетельством жестокости и экстремизма иранского режима, который десятилетиями гнал и преследовал свободомыслящих повсюду», – сказал Ролл. «Иран представляет угрозу для свободного мира», – продолжил он.
Президент США Джо Байден назвал нападение «жестоким» и вознес молитвы за выздоровление Рушди. «Салман Рушди — с его пониманием гуманности, с его непревзойденным чувством истории, с его отказом быть запуганным или замолчать – выступает за основные, универсальные идеалы. Истину. Смелость. Стойкость», – говорится в заявлении Байдена. «Мы подтверждаем нашу приверженность этим глубоко американским ценностям в знак солидарности с Рушди и всеми теми, кто выступает за свободу выражения мнений», – добавил он.
В 1989 году тогдашний верховный лидер Ирана аятолла Рухолла Хомейни издал религиозный указ, призывающий убить Рушди после публикации его романа «Сатанинские стихи» в 1988 году. Книга привела в ярость некоторых мусульман из-за того, что они восприняли как богохульное содержание. Указ так и не был отменен, и награда за убийство Рушди все еще существует. Предыдущее покушение на Рушди провалилось в Лондоне в 1989 году. По словам свидетелей, Рушди сидел на сцене зрительного зала и готовился выступить в Институте Чаутаукуа в Чаутаукуа, штат Нью-Йорк, когда нападавший выскочил из зала и сумел нанести ему несколько ударов ножом, прежде чем персонал и другие зрители повалили его на землю. В конце концов на него надели наручники и взяли под стражу в полиции. Рушди оставался в тяжелом состоянии и 13 августа был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. По словам его агента Эндрю Уайли, нервы в одной из рук Рушди были разорваны, а его печень повреждена во время нападения, и он «скорее всего, потеряет один глаз».
В этот же день депутат Кнессета от партии «Авода» Эмили Моатти осудила нападение и его празднование в иранской прессе и в социальных сетях. «Попытка убийства писателя Салмана Рушди – это еще одна попытка экстремистских фанатиков и ненавистников рода людского поднять голову», – написала она в своем твиттер-аккаунте. «Сообщения о ликовании в Тегеране – это удар в сердце для всех тех, кто верит в человеческий дух».
Депутат Кнессета от партии «Исраэль Бейтену» Йоси Шайн также выразил сожаление по поводу празднования теракта в Иране. «Крики счастья в Иране из-за ножевого ранения Салмана Рушди являются прямым продолжением борьбы цивилизаций», – написал Шайн в своем твиттер-аккаунте. «Жестокое нападение на свободу этого человека является результатом глобального яда, который проник глубоко».
Нападавший, мужчина по имени Хади Матар, был арестован на месте происшествия и 13 августа обвинен в покушении на убийство. Матар родился в США, но его семья, по-видимому, родом из южного Ливана. Нападение произошло всего через несколько дней после того, как Министерство юстиции США объявило 10 августа, что оно предъявило обвинение члену КСИР в том, что он предложил заплатить частному лицу в США 300000 долларов за убийство бывшего советника Белого дома по национальной безопасности Джона Болтона. В прошлом месяце мужчина, вооруженный автоматом АК-47, пытался ворваться в дом иранского журналиста и критика тегеранского режима Масиха Алинежада в Бруклине, штат Нью-Йорк.