Израиль не согласился освободить арестованных членов «Исламского джихада» в рамках переговоров о прекращении огня
Израиль не согласился освободить арестованных членов «Исламского джихада» в рамках переговоров о прекращении огня с целью прекращения операции «Рассвет», сообщил 7 августа, через несколько часов после окончания боевых действий, высокопоставленный израильский дипломатический источник, пишет журналист «The Jerusalem Post» Лахав Харьков.
Перед тем, как перемирие вступило в силу в 23:30 7 августа организация «Исламский джихад» объявила, что Израиль как можно скорее должен освободить одного из высокопоставленных членов террористической группировки Бассама Аль-Саади, арестованного на прошлой неделе, а также задержанного в административном порядке Халила Ававду, чтобы передать его на лечение. Египетские государственные СМИ также сообщили, что Каир будет работать в этом направлении. «Израиль не согласился освободить ни одного из заключенных», — заявил высокопоставленный источник. «Египтяне попросили, и мы позволим провести диалог о положении заключенных», имея в виду, как у них обстоят дела с гуманитарной точки зрения. Использование сообщений об израильских пленниках ХАМАСа Высокопоставленный израильский источник сказал, что у Израиля есть «дипломатические возможности» после операции «Рассвет» и что Израиль хочет использовать недавние сообщения ХАМАСа об израильских пленниках.
ХАМАС держит в плену израильтян Хишама Аль-Сайеда и Абера Менгисту, а также тела солдат Хадара Голдина и Орона Шауля. В последние недели ХАМАС выпустил видеоролик, в котором говорилось, что у Аль-Сайеда плохое здоровье. «Мы хотим двигаться вперед, а не просто довольствоваться притихшим «Исламским джихадом»», — заявил он. «Пленники являются приоритетом для премьер-министра Яира Лапида. Мы используем все возможности для решения этого гуманитарного вопроса».
Газа: деликатная и сложная ситуация
По словам источника, сектор Газа остается нестабильным: 2 миллиона жителей находятся в «сложной экономической ситуации», которая может обостриться в любой момент. По словам источника, действия Израиля в прошлом году по улучшению экономической ситуации, такие как допуск большего числа палестинских рабочих из Газы в Израиль, способствовали стабильности и тому, что ХАМАС не участвовал в последнем раунде боевых действий. Говоря о начале операции в Газе, источник в Иерусалиме заметил, что мы вошли в нее не по своей воле.
Две недели назад командиры ЦАХАЛа в Газе, а также в Иудее и Самарии выявили эскалацию активности «Исламского джихада». «Когда мы производили арест Аль-Саади в Иудее и Самарии, мы не знали, что это будет щепка, которая вызовет пожар», — признал источник.
Прекращение огня между Израилем и исламским джихадом
По словам источника, Лапид и министр обороны Бени Ганц сначала искали способы деэскалации и поэтому поддерживали контакты с Египтом, который, в свою очередь, общался с ХАМАСом, чтобы снизить уровень напряженности. Таким образом, переговоры о прекращении огня начались еще до начала операции «Рассвет» и продолжались на протяжении всего времени. Хотя Израиль не хотел начинать операцию в Газе, он нее мог игнорировать намерение «Исламского джихада». Израиль намеревался сосредоточить операцию на «Исламском джихаде», не втягивая в нее ХАМАС, и поэтому стремился начать ее только тогда, когда была «оперативная возможность» или шанс остановить террористическую атаку — что и произошло, когда Израиль 5 августа убил высокопоставленного командира«Исламского джихада» Тайсира Аль-Джабари.
По словам источника, Иерусалим счел весьма вероятным, что ХАМАС не захочет присоединиться к боевым действиям, но все же был готов к такой возможности, отметив, что террористическая группировка, контролирующая Газу, не использовала свои авторитет и контроль, чтобы остановить атаки «Исламского джихада». По словам высокопоставленного дипломатического источника, Лапид подчеркнул важность постоянной связи со сторонами за рубежом, будь то Египет и Катар, которые участвовали в переговорах о прекращении огня, или международное сообщество в более широком смысле, особенно США. Израиль сообщил всем сторонам, что он стремится провести как можно более сдержанную операцию.
По словам источника, заявление президента США Джо Байдена об окончании боевых действий свидетельствует об уровне поддержки со стороны Вашингтона. Байден приветствовал прекращение огня вечером 7 августа и заметил, что его «поддержка безопасности Израиля является давней и непоколебимой, включая его право защищаться от нападений. «В последние дни Израиль защитил свой народ от неизбирательных ракетных обстрелов, совершенных террористической группировкой «Палестинский исламский джихад», и Соединенные Штаты гордятся нашей поддержкой израильского «Железного купола», который перехватил сотни ракет и спас бессчетное количество жизней». Президент США также «высоко оценил отличное руководство премьер-министра Яира Лапида и его правительства на протяжении всего кризиса».
Египет начал интенсивные переговоры о прекращении огня 6 августа и был доминирующей стороной в этих переговорах. Иордания сыграла ключевую роль в обеспечении отсутствия насилия на Храмовой горе 7 августа, когда евреи отметили 9 Ава, оплакивая разрушение двух Храмов, когда-то стоявших на этом месте. Израиль вечером 6 августа был готов прекратить огонь утром 7 августа, рассказал источник, что позволило бы ввозить дизельное топливо в Газу, чтобы у ее жителей было больше часов электричества. Но, когда на следующий день «Исламский джихад» выпустил ракету в сторону Иерусалима, Израиль заявил, что должно быть либо полное прекращение огня, либо ничего. Израиль ожидал полного прекращения огня уже в воскресенье днем, но «Исламский джихад» продолжал выдвигать требования. Источник заявил, что Лапид, Ганц и другие соответствующие правительственные структуры были очень синхронизированы, что обеспечивало более плавную работу. Заместитель премьер-министра Нафтали Беннет принял участие в ряде ключевых встреч во время операции.