Израиль нанес серьезный вред Сирии в сфере ПВО, 10 февраля после того, как ЦАХАЛ осуществил ряд авиаударов по иранским и сирийским объектам и перехватил утром того же дня иранский беспилотник в израильском воздушном пространстве, отметил начальник штаба ВВС бригадный Генерал Томер Бар.
Так же, Бар, второй человек в израильских ВВС заявил, что ответ был «самым сильным и самым значительным нападением, которое воздушные силы провели против сирийской системы ПВО, после операции «Мир для Галилеи» в 1982 году во время Первой Ливанской войны. Сирийские ПВО смогли подбить израильский истребитель, в бою были ранены два пилота, один получил серьезные ранения, второй легкие повреждения. Они оба проходили лечение в больнице Рамбам в Хайфе.
Израильская сторона прокомментировала, что проникновение беспилотников было «серьезным и незаконным нарушением суверенитета Израиля», и предупредила о дальнейших действиях против беспрецедентной иранской агрессии. Бар сказал, что иранский дрон оставался в воздушном пространстве Израиля в течение полутора минут, прежде чем был перехвачен боевым вертолетом над городом Бейт-Шеан, недалеко от границы с Иорданией. Он добавил, что дрон был довольно современным и копировал западные технологии. Бар сказал, что Израиль изучит дрон. «После того, как БПЛА был перехвачен, Израиль атаковал по крайней мере 12 других объектов, “включая три батареи воздушной обороны и четыре иранских цели, которые являются частью военного истеблишмента Ирана в Сирии”, – говорится в заявлении военных.
Эти события ознаменовали резкую эскалацию напряженности на северной границе Израиля и стали частью самой серьезной конфронтации между Израилем и Ираном с начала гражданской войны в Сирии в марте 2011 года. Бар назвал инцидент «сирийской хуцпой», и сказал, что Израиль ответил должным образом, добавив, что авиаудары нанесли «значительный ущерб обороне сирийских ВВС», которые включали «зенитные батареи, приобретенные в недавних сделках с русскими». Представитель израильских военных Джонатан Конрикус предупредил, что Сирия и Иран «играют с огнем», но подчеркнул, что его страна не ищет эскалации. «Это наиболее вопиющее и серьезное иранское нарушение суверенитета Израиля за последние годы», – сказал Конрикус журналистам во время телефонной конференции. Он не упоминал, был ли беспилотник вооружен или предназначен для разведки, но утверждал, что он «находился с военной миссией, направленной иранскими вооруженными силами» с «иранской базы» в районе Пальмиры. Израильские военные заявили, что их самолеты столкнулись в Сирии с сильным зенитным огнем, что вынудило двух пилотов покинуть самолет F-16, разбившийся на севере Израиля. Бар сказал, что пилоты не сообщили, что их сбили, но выполнили процедуры катапультирования. «Мы проверяем, чем были вызваны травмы пилотов, – сказал Бар, – была это зенитная ракета или катапультирование. Неясно, попала ли ракета в самолет, но мы предполагаем, что это произошло». Если самолет был фактически сбит вражеским огнем, это стало бы первым подобным случаем для Израиля со времен первой ливанской войны 1982 года.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, министр обороны Авигдор Либерман и начальник штаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот 10 февраля собрали высшее руководство в штаб-квартире в Тель-Авиве для проведения экстренных консультаций и обсуждения возможного дальнейшего плана действий. Во второй половине дня ЦАХАЛ выпустил видеозапись о гибели беспилотника на израильской территории, а также о последующей атаке ЦАХАЛа на автомобиль иранского командира в Сирии. Между тем, Иран и Сирия заявили, что израильские сообщения о том, что иранский дрон проник в израильское воздушное пространство, были ложью. Пресс-секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана сказал, что ответ Сирии был «явным предупреждением Израилю. Эра израильских ударов по Сирии закончилась». Он пообещал «суровый ответ» на «всю дальнейшую агрессию».
В заявлении Сирии говорится, что израильские самолеты атаковали базу беспилотников в центральной Сирии, чья миссия состоит в сборе разведывательных данных по ИГ в этом районе. Он сказал, что база была поражена, когда беспилотники находились на обычных заданиях в пустыне в провинции Хомс. В заявлении говорилось, что сообщения о том, что беспилотный самолет попал в воздушное пространство Израиля — это «ложь и введение в заблуждение». В рамках авиаударов Израиль атаковал четыре иранских и восемь сирийских объектов в Сирии. Конрикус сказал, что израильские самолеты столкнулись с 15-20 зенитными ракетами, выпущенными батареями SA-5 и SA-17. Все израильские самолеты, участвовавшие в этих вылетах, благополучно вернулись домой. Израиль очень тщательно координировал все свои действия в этом районе с Россией, которая поддерживает президента Сирии Башара Асада и одобряет военное присутствие в стране. Но МИД России выразил обеспокоенность по поводу нанесенных 10 февраля ударов и призвал к сдержанности: «Мы считаем необходимым безоговорочно уважать суверенитет и территориальную целостность Сирии и других стран региона», – говорилось в заявлении. «Абсолютно неприемлемо создавать угрозу для жизни и безопасности российских военнослужащих, которые находятся в Сирии по приглашению ее законного правительства для оказания помощи в борьбе с террористами». Сирийская коллегия по правам человека, которая занимается мониторингом войны, заявила, что Израиль нанес удар по военной авиабазе под названием «Т-4» в пустыне Хомс у Пальмиры, где силы Ирана и «Хезболлы» базируются вместе с сирийскими войсками. Коллегия заявила, что рейды привели к жертвам, но не уточнила их число. Она также заявила, что израильские рейды были направлены на районы к юго-западу от Дамаска, граничащие с южными провинциями. За этим последовали рейды на правительственные посты Сирии вдоль дороги Дамаск-Бейрут, недалеко от границы между Сирией и Ливаном.