Израиль и ОАЭ достигли исторического мирного соглашения: «Мы можем построить прекрасное будущее»
Израиль и ОАЭ договорились о полной нормализации отношений в телефонном разговоре с президентом США Дональдом Трампом 13 августа, что стало первым мирным договором между Израилем и арабской страной за 25 лет.
Израиль согласился приостановить запланированное расширение суверенитета над частями Иудеи и Самарии, чтобы облегчить отношения с ОАЭ и, возможно, с другими арабскими и мусульманскими странами. Соглашение будет включать создание посольств и обмен послами, инвестиции в израильскую экономику, торговлю, прямые рейсы между Тель-Авивом и Абу-Даби, инвестиции в усилия Израиля по разработке вакцины от коронавируса – как впервые сообщила «The Jerusalem Post» в прошлом месяце – и сотрудничество в вопросах энергетики и водных ресурсов. Важным элементом соглашения для ОАЭ является ожидание, что их граждане смогут посетить мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал соглашение «полным, официальным миром» с «одной из сильнейших стран региона». «Вместе мы сможем обеспечить прекрасное будущее. Это несравненно волнующий момент», – заявил Нетаньяху. «Мне выпала большая честь заключить третий мирный договор между Израилем и арабской страной, ОАЭ». Нетаньяху пожелал наследному принцу Абу-Даби Мохамеду бен Заиду «Салам Алейкум ве Шалом Алейну – Мира вам и мира нам».
Трамп отметил в заявлении, опубликованном в его твиттер-аккаунте: «Открытие прямых связей между двумя наиболее динамично развивающимися странами Ближнего Востока и странами с развитой экономикой преобразит регион за счет стимулирования экономического роста, развития технологических инноваций и установления более тесных отношений между людьми». В последующих комментариях в Овальном кабинете Трамп сослался на «еще много стран» в регионе, нормализующих отношения с Израилем.
Нетаньяху подчеркнул, что у него есть «основания быть очень оптимистичными в отношении сегодняшнего заявления о том, что к ОАЭ присоединятся другие страны». По его словам, это соглашение «открывает новую эру мира между Израилем и арабским миром». Источники в Вашингтоне и Иерусалиме сообщили, что администрация Трампа ведет переговоры с другими странами Персидского залива для достижения соглашений о нормализации отношений с Израилем. Бахрейн, скорее всего, будет следующим, поскольку был шанс, что они объявят о нормализации раньше ОАЭ.
Президент США также упомянул Иран, по поводу которого ОАЭ и другие страны Персидского залива разделяют озабоченность с Израилем, заявив, что он заключит с ними соглашение «в течение 30 дней», если победит на выборах. Трамп сказал, что иранцы «умирают от желания заключить соглашение», но предпочли бы, чтобы это произошло с кандидатом в президенты от Демократической партии Джо Байденом, «потому что это было бы для них мечтой». Специальный советник Трампа Джаред Кушнер пояснил, что соглашение не позволит Ирану получить ядерное оружие.
Нетаньяху отметил, что шаги по нормализации отношений держались в секрете, потому что Иран хотел бы их саботировать. Иран сыграл важную роль в установлении более тесных связей между Израилем и странами Персидского залива с тех пор, как предыдущее правительство США и другие мировые державы подписали с Тегераном в 2015 году соглашение о ядерной программе. Страны начали сотрудничать в сфере национальной безопасности, а после установления доверия этот процесс перешел к решению других вопросов между ними, до такой степени, что, по словам американского источника, нормализация казалась неизбежной. Нетаньяху пропагандировал формулу «мир за мир», основанную на общих интересах, с упором на экономическое сотрудничество, и мир, который исходит из позиции силы, а не мир в обмен на уступки. Однако бен Зайд представил этот вопрос так, как будто он требовал уступок от Израиля, подчеркнув приостановку планов аннексии ради нормализации. Он написал в «Твиттере», что «было достигнуто соглашение о прекращении дальнейшей аннексии Израилем палестинских территорий.
ОАЭ и Израиль также договорились о сотрудничестве и разработке дорожной карты по налаживанию двусторонних отношений». Президент Египта Абдель-Фатах ас-Сиси аналогичным образом назвал это «соглашением о прекращении аннексии Израилем палестинских территорий и принятии мер по установлению мира на Ближнем Востоке». В своем твите он сказал, что «ценит усилия … направленные на достижение процветания и стабильности в нашем регионе».
«Мирный план» администрации Трампа позволит Израилю аннексировать 30% Иудеи и Самарии, включая все поселения и долину реки Иордан. Остальная часть Западного берега будет предназначена для возможного создания палестинского государства, которое получит признание и пакет помощи в размере 50 миллиардов долларов, если оно выполнит список предварительных условий, включая демилитаризацию и прекращение подстрекательства и выплаты зарплаты осужденным террористам.
Нетаньяху сказал, что он все еще планирует распространить суверенитет Израиля на Иудею и Самарию. «Но в первую очередь я снова и снова заявляю, что мы будем осуществлять распространение суверенитета только в координации с США. Без поддержки со стороны США в лучшем случае это было бы бесполезно, а в худшем – сильно повредило бы отношениям». Нетаньяху подчеркнул, что он «не снимал и не снимает распространение суверенитета с повестки дня … Я никогда не откажусь от нашего права на нашу землю». Дипломатические источники в Иерусалиме и Вашингтоне указали на использование слова «приостановить», которое подразумевает, что пауза носит временный характер. Формулировка была согласована всеми тремя сторонами. Пока неясно, как долго аннексия будет оставаться приостановленной, но вряд ли что-то произойдет до конца этого года, сказал источник в Вашингтоне.
Усилия миротворческой команды Трампа набрали обороты в июне и привели к решению Израиля пропустить первоначальную дату 1 июля, которую Нетаньяху обсуждал в качестве отправной точки для шагов по распространению суверенитета. Администрация считала, что возможность для Израиля нормализовать отношения с ОАЭ была «лучшим выбором». «В долгосрочной перспективе это укрепит безопасность», – заявил один американский чиновник. Мир между Израилем и ОАЭ предоставил возможность для «настоящего мира» в отличие от холодного мира с Египтом и Иорданией, поскольку Израиль и ОАЭ никогда не были врагами, которые вели войну друг против друга. По словам другого источника, шаги по обеспечению суверенитета остановили бы стремление к нормализации отношений со странами Персидского залива. Американский источник сообщил: «Израилю представили две возможности, и он сделал выбор. Они настойчиво добиваются нормализации, а не усложняют ее своим распространением суверенитета».
Трамп назвал дипломатический прорыв «плодом трудом множества людей в этом зале», говоря о том, что это также достижение Специального советника президента Джареда Кушнера, который возглавляет миротворческую группу по Ближнему Востоку, и специального представителя по международным переговорам Ави Берковица, который работал за кулисами в последние месяцы, чтобы способствовать нормализации отношений между Израилем и арабским миром, а также посла США в Израиле Дэвида Фридмана. Фридман подчеркнул, что «нормализация отношений между Израилем и ОАЭ сделает Израиль сильнее и безопаснее и приведет к процветанию для Израиля, его соседей и всего региона». Высокопоставленный источник в «Ликуде» отметил, что «израильские и международные левые всегда говорили, что мы не можем достичь мира с арабскими государствами без мира с палестинцами, что нет другого пути, кроме отступления к рубежам 1967 года, эвакуации поселений, раздела Иерусалима и создания Палестинское государство. Впервые в истории премьер-министр Нетаньяху разрушил модель «мир в обмен на землю» и принес «мир в обмен на мир»».
Министр иностранных дел Габи Ашкенази высоко оценил соглашение, заявив: «хорошие новости о нормализации отношений с ОАЭ важны и открывают путь для новых соглашений». Ашкенази также похвалил «отход от одностороннего плана аннексии» и призвал полностью реализовать мирный план Трампа. Лидер партии «Ямина» Нафтали Беннетт похвалил нормализацию, заявив, что «отношения между странами больше не являются заложниками неуступчивости палестинцев», но раскритиковал Нетаньяху за приостановление планов по распространению суверенитета на Западный берег. «Очень жаль, что Нетаньяху отказался от уникальной возможности распространить суверенитет Израиля на долину реки Иордан и остальные израильские поселения», – сказал он. «Печально, что Нетаньяху не воспользовался моментом и не имел смелости распространить суверенитет даже на сантиметр Земли Израиля».
Депутат от «Объединенного списка» Мтанес Шихадех обвинил ОАЭ в «предательстве … не меньшем, чем нож в спину палестинскому народу и арабским странам». Шихадех заявил, что «Нетаньяху и Израиль на самом деле никогда не намеревались аннексировать территории, но для того, чтобы он отказался от этого плана, ОАЭ согласились сделать свои тайные отношения открытыми. Ничего не изменится, и тот, кто думает, что палестинцы исчезнут, ошибается». Кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден заявил, что «предложение ОАЭ публично признать Государство Израиль является долгожданным, смелым и крайне необходимым актом государственной мудрости. Аннексия была бы кровавым ударом по мирному курсу, поэтому я выступаю против нее сейчас и буду выступать против нее как президент».