Исследование показало, что блокада Красного моря хуситами оказала минимальное влияние на Израиль и мировую торговлю
Согласно новому исследованию Банка Израиля, проведенному Хаггайи Эткесом и Ницаном Фельдманом из Школы политологии Хайфского университета, блокада Баб-эль-Мандебского пролива хуситами не нанесла большого ущерба, несмотря на многочисленные опасения по поводу заторов в грузоперевозках, которые возникли после пандемии Covid-19, пишет журналист «Globes» Идан Эрец.
Цены на перевозку выросли, но этот рост резко замедлился за последние шесть месяцев из-за впечатляющей гибкости глобальной системы и эффективного перераспределения ресурсов судоходными компаниями. Кроме того, влияние на Израиль незначительно или отсутствует — из-за интенсивной торговли Израиля с Европой, на которую не влияет блокада проливов. И ранних превентивных мер, которые смягчили удар с течением времени.
После начала войны в октябре 2023 года хуситы, поддерживаемые Ираном, присоединились к атакам на Израиль. Помимо запуска баллистических ракет по Израилю, они также заблокировали большую часть судоходства, проходящего через Баб-эль-Мандебский пролив.
Пролив обеспечивает единственный проход к Суэцкому каналу, связывая Индийский океан со Средиземным морем и позволяя избегать долгого путешествия вокруг Африки. Из-за недавнего опыта серьезного застоя в международной торговле после пандемии Covid-19, во время которой цены на перевозки выросли в десять раз, возникли опасения по поводу нового торгового отставания, которое приведет к увеличению стоимости жизни и затормозит экономический рост, как это фактически произошло после закрытия Суэцкого канала в 1960-х и 1970-х годах.
Однако, несмотря на почти шестикратный скачок цен на перевозку по маршруту Шанхай-Генуя, который обычно проходит через Баб-эль-Мандебский пролив, за последние шесть месяцев цены упали почти в три раза. Поскольку стоимость доставки составляет лишь небольшую часть цены товара, это означает, что влияние на стоимость жизни относительно незначительно. Торговля была перенаправлена на альтернативные маршруты, в основном вокруг мыса Доброй Надежды в Африке, и хотя этот маршрут занимает больше времени и потребляет больше топлива, он оказался достаточной альтернативой для минимизации последствий. Хотя отвлечение ресурсов от других судоходных маршрутов (например, в Тихом океане) привело к росту цен на этих маршрутах, они также помогли смягчить ущерб от блокировки проливов.
Авторы исследования пишут, что в отличие от ситуации 1960-х и 1970-х годов: «Процессы глобализации и постоянное совершенствование морского транспорта в последние десятилетия — включая сокращение регулирования рынка морских перевозок, расширение использования контейнеров и оцифровку транспортной информации — облегчают судоходным компаниям более гибкое реагирование на изменения на транспортных рынках». Другими словами, рыночные механизмы, похоже, доказывают свою эффективность, резко смягчая влияние, которое хуситы пытались создать, чтобы оказать давление на мир и остановить войну Израиля в секторе Газа.
Израиль, который, по сути, является главной целью хуситов, практически не пострадал. Исследование представляет его как «заметное исключение: стоимость израильского импорта из Азии и Океании, который обычно транспортируется через Красное море, упала еще до атак хуситов. Цены на импорт в Израиль также остались стабильными и, по-видимому, не были затронуты изменением маршрутов судоходства.
Причины этого, согласно исследованию, заключаются в том, что торговля Израиля с Азией изначально невелика по сравнению с большинством западных стран, а объем импорта в целом сократился из-за последствий войны. Кроме того, «израильская судоходная компания ZIM, чей порт приписки находится в городе Хайфа, быстро перенаправила свои суда на альтернативные судоходные маршруты вокруг Африки еще в ноябре 2023 года, прежде чем это сделали другие судоходные компании в декабре 2023 года, что привело к более постепенному снижению импорта в Израиль по сравнению со снижением, зафиксированным в других странах».