Исландия приветствует первого раввина — и рассматривает запрет на обрезание
В продуваемой ветром гавани этой северной столицы бородатый мужчина в черной шляпе погружает посуду в ледяную воду, и шипит от боли, вызванной мучительным холодом. Озадаченный зрелищем, смотритель услужливо предлагает позволить мужчине и его трем товарищам использовать умывальник, чтобы очистить свою посуду вместо того, чтобы опасно наклоняться над замерзающей водой. «Спасибо, но нам нужно сделать это в море», – говорит один из мужчин, 27-летний Ави Фельдман из Нью-Йорка. «Это по религиозным соображениям». Фельдман и его спутники, журналист и два родственника, которые навещают его здесь на каникулах, приносят мокрые блюда обратно в машину, припаркованную у подножия одного из многих заснеженных вулканов, окружающих эту серую, но живописную столицу.
Эта церемония на прошлой неделе была первой попыткой Фельдмана, после регистрации в качестве жителя Исландии, рассказать местным о потенциально затруднительном еврейском религиозном обычае: в этом случае речь идет о «тевилат келим» – погружении посуды, приобретенной у неевреев, чтобы сделать ее кошерной.
Но это не будет последнее объяснение, исходящее от уроженца Нью-Йорка, который в этом году стал первым постоянным раввином Исландии в задокументированной истории. Фельдман и его жена Мушки и их две маленькие дочки поселились в стране, когда парламент готовился проголосовать по законопроекту, который запретил бы немедицинское обрезание мальчиков.
Тщательно отмеряя свои слова по этому вопросу, Фельдман, раввин-хабадник, сказал JTA до своего приезда только, что он и его жена «надеются привлечь внимание исландцев и особенно депутатов к своему видению решения по правилам обрезания». Он также сказал, что законопроект «вопрос большой озабоченности» для тех, кто «ценит религиозную свободу». По словам Фельдмана, проблема не связана с какой-либо враждебностью к иудаизму в Исландии. В соответствии с опросами, проекту горячо противостоят несколько сотен евреев и мусульман, которые живут в этой христианской стране с 330 000-ным населением, а сам законопроект имеет широкую поддержку в парламенте и у граждан, и, как ожидается, пройдет, когда будет поставлен на голосование в дату, которая еще не определена.
Это является одной из причин того, что лидеры европейского еврейства рассматривают законопроект как опасный прецедент на фоне атаки, направленной на фундаментальные обычаи иудаизма и ислама, в том числе обрезание и ритуальный убой животных, который уже незаконен в Исландии. Эти обычаи атакуют как европейские националисты, враждебные исламу или иудаизму, так и секуляристы и прогрессисты, которые находят ритуалы невыносимо жестокими. В остальной части Европы дебаты о таких запретах напоминают о печальной историей нескольких веков яростного антисемитизма на континенте.
«В Исландии нет такого осознания», потому что в стране никогда не было более десятка евреев, по словам журналистки из Нью-Йорка Ханны Джейн Коэн, которая в прошлом году переехала в Исландию. «Если вы попытаетесь объяснить, что нацисты также запретили его, это будет воспринято как преувеличение». Для Сигаль Хар-Меши, родившейся в Израиле, матери трех мальчиков, которая живет в Исландии в течение 14 лет, «это оскорбление», сказала она JTA в шикарном кафе недалеко от университета Рейкьявика. «Это моя страна, говорящая мне и моему мужу, что мы не только варвары, но и преступники только потому, что я еврейка». В то же время она разделяет возражения многих еврейских матерей в отношении обрезания. «Это довольно шокирует, я тоже не чувствую себя на 100% комфортно», – сказала Хар-Меши, успешный ювелир, которая впервые приехала в Исландию в качестве туриста в 1986 году и вышла замуж за местного нееврея. Ее сыновья – подростки страдали от насмешек в школе и «не чувствуют себя комфортно, принимая душ на публике» в стране, в которой с 2007 года было менее 20 немедицинских обрезаний мальчиков, добавила она.
На этом фоне прибытие раввина-хабадника в Исландию – «отличная новость», – сказал Майк Левин, уроженец Чикаго, который является неофициальным лидером еврейской общины Исландии. Иудаизм не относится к признанным государственным религиям Исландии, поэтому нет никакого способа получить официальный статус для его общины. Группа из нескольких десятков человек без синагоги совместно празднует еврейские праздники и события в отелях, ресторанах, на пикниках и дома друг у друга. Несколько лет члены общины приносили квасной хлеб на посиделки на Песах, когда употребление такой пищи запрещено, вспоминали Левин и Хар-Меши. Но другие события контролировались приезжавшими раввинами Хабада, которые ввели строгие правила, бывшие чуждыми и нежелательными в этой высоко секуляризованной общине, где Фельдманы являются единственными соблюдающими членами. В отличие от мяса норки, продаваемого здесь во многих супермаркетах и ресторанах, в Исландии нигде не найти кошерного мяса. Но зато здесь есть всемирно известные кошерные рыбы, особенно лосось. Это было основное блюдо на одном из крупнейших пасхальных седеров в истории островного государства: 100 человек собрались на прошлой неделе в местном отеле, за которым последовал второй седер на 50 человек.
«На уровне общины это даст нам образ для внешнего мира», – сказал Левин о прибытии Фельдманов. «Признание и, возможно, также государственное финансирование, может быть, синагога, еврейский детский сад». Фельдманы сказали, что они ищут возможность для открытия Бейт-Хабада и синагоги. Параллельно они ведут переговоры о ввозе кошерного мяса через местных дистрибьюторов. Они представляют собой хасидское движение с миссией по созданию еврейских общин в самых неприспособленных местах.
Левин, плотник по образованию, который недавно продал свою популярную фирму по производству общественного питания для офисов, сказал, что он также «счастлив быть освобожденным» от обязанностей руководства небольшой еврейской общиной, с обычными ссорами и логистическими проблемами материально-технического обеспечения, которые они влекут за собой. Последователь консервативного иудаизма с навыками кантора, Левин говорит, что он никогда не стремился стать лидером еврейской общины страны. «Но кто-то должен был это сделать», – сказал он.
Предлагаемый запрет на обрезание, тем не менее, рискует уничтожить десятилетия строительства общины, отметил Левин. «Это определенно не очень хорошо. Это посылает плохой сигнал», – сказал он. Руководители еврейских общин четырех скандинавских стран в совместном заявлении предупредили, что запрет «гарантирует», что ни одна еврейская община не будет создана в Исландии и сделает ее «единственной страной, которая запретит один из самых главных, если не самый главный обряд в еврейской традиции в наше время». В заявлении от 13 февраля также отмечалось, что нацисты запрещали обрезание. Исландия, однако, едва ли является единственной европейской страной, где еврейское обрезание, или мила, и ритуальный убой скота, или шхита, подвергаются нападкам. Закон, запрещающий шхиту, был принят в Нидерландах в 2011 году. Следует заметить, он был представлен ультрапрогрессивной и маленькой «Партией для животных», но прошел благодаря поддержке большой и популистской партии «За свободу» – антиисламского движения. В конечном итоге закон был отменен голландским сенатом.
В прошлом году в Бельгии шхита была запрещена в двух из трех регионов страны аналогичными альянсами. В Швеции, где прогрессисты выступали в течение многих лет против обряда обрезания, проект закона, направленного против него, был представлен парламенту в 2013 году крайне правой антиисламской партией. Исландия в первый раз видит приход относительно большого числа мусульман – просителей убежища и других иммигрантов, часто из раздираемого войной Ближнего Востока. «Это связано с некоторой напряженностью», – говорит Хар-Меши. Тем не менее, ксенофобия, по-видимому, сыграла незначительную роль в исландском законопроекте об обрезании, который в январе ввели законодатели из четырех политических партий. В совокупности на долю партий приходится 46 процентов из 63 депутатов парламента.
Назначая тюремное заключение сроком до шести лет для правонарушителей независимо от того, где проводится обрезание несовершеннолетних, законопроект приравнивает практику к калечащим операциям на женских половых органах, что рассматривается как нарушения прав человека. Обрезание, говорится в законопроекте, подвергает повышенному риску заражения и вызывает «сильную боль». «Это касается и общины в Дании», – сказал в феврале на симпозиуме в Вене по антисемитизму Эндрю Бейкер, личный представитель Председателя ОБСЕ по борьбе с антисемитизмом, имея в виду опасность прецедента, которому, вероятно последуют и другие страны региона. В Дании ходатайство в пользу запрета брит-милы собрало 68 процентов от необходимых 50 000 подписей. Как только эта цифра будет достигнута – организаторы до августа будут собирать подписи – петиция пойдет на голосование в качестве проекта закона в датском парламенте. Не называя предлагаемый запрет в Исландии формой антисемитизма, Бейкер сказал: «Мы отмечаем опасность публичного дискурса, который сопровождает эти дебаты», ссылаясь на антисемитскую карикатуру, которая появилась в 2013 году в норвежской газете, среди других материалов. Проводимые одновременно с усилиями по запрещению ритуальной бойни кампании по запрещению обрезания в Исландии и Дании являются последним событием в эскалации, которая произошла в 2012 году, когда немецкий суд в Кельне постановил, что ритуальное обрезание несовершеннолетних является преступным актом жестокого обращения с детьми.
Это постановление вызвало временные запреты в Австрии и Швейцарии, но было отменено. В этом контексте легко понять, почему еврейские общины занимаются рассмотрением законопроекта в Исландии, сказал Бейкер в своем выступлении в Вене 20 февраля. Он также отметил, что аудитория его выступления превосходила по численности еврейское население Исландии, вызвав смешки. «Так вот мы, – сказал он, – боремся за защиту элемента религиозной практики от имени горстки людей, которые могут сами никогда не осуществлять ее».