Иранский фотожурналист фиксирует жизнь иранских евреев в Иране и Израиле
Когда бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Холокоста не было, иранский фотожурналист Хасан Сарбахшиян решил начать документировать жизнь иранских евреев в Исламской Республике и иранских евреев, бежавших в Израиль, сообщило радио Farda.
«В рамках совместного проекта мы с моей женой начали делать фотографии для публикации в книге о жизни иранских евреев», – объяснил Сарбахшиян. Коллекцию фотографий, сделанных за два года, запрещали публиковать или показывать в Иране. «Во время допросов меня спрашивали, почему я решил сосредоточиться на жизни еврейских граждан, а не шиитов-мусульман», – сказал Сарбахшян. «Я отвечал, что все иранские СМИ находятся в распоряжении мусульман-шиитов. А это те меньшинства, у которых нет своих платформ». Сарбахшиян попробовал еще раз вернуться к этому проекту десять лет спустя, когда жил в изгнании, и решил сосредоточиться на иранских евреях, бежавших в Израиль.
«В Израиле я сосредоточился на концепции родины, чтобы понять, что эти израильтяне иранского происхождения воспринимают как свою родину». Фотожурналист задал тот же вопрос евреям в Иране. Он показывает фотографию иранского доктора-еврея с ребенком, которому он только что помог родиться. «Это действительно не имеет значения, родился ли ребенок мусульманином или евреем или кем-то еще, он только сделал свою работу». Другим примером, который он привел, был иранский еврей, обвиненный в шпионаже в пользу Израиля, заключенный в тюрьму на несколько лет. Первое, что он сделал, когда его освободили, посетил могилу иранского солдата-еврея, который был убит в ходе ирано-иракской войны, защищая Иран.
Сарбахшиян подчеркнул, что в Иране евреи постоянно пытаются доказать, что они патриоты. «Находясь в Иране, они изо всех сил пытались покинуть страну, но когда они уехали из Ирана, они столкнулись с новыми препятствиями и ограничениями», – сказал он. «Те, кто живет в Израиле, по-прежнему глубоко влюблены в Иран, и большинство из них все еще мечтают однажды вернуться и посетить свою родину».
Согласно отчету PBS за 2018 год, в Исламской Республике по-прежнему насчитывается 15 000 евреев. В статье JTA, опубликованной журналистом Ларри Колером-Эссесом в том же году, говорится, что по данным иранской переписи населения в стране насчитывается всего 9 000 евреев. В статье от 2015 года, опубликованной в журнале Forward тем же Колером-Эссесом, иранские евреи назывались «хорошо защищенными гражданами второго сорта». Колер-Эссес был первым журналистом из еврейского произраильского издания, которому после революции 1979 года разрешили въехать в Иран.
По данным, приведенным в опубликованной JTA статье Колера-Эссеса, пять еврейских школ в Тегеране находятся в ведении мусульманского директора, которого глава еврейской общины назвал «оскорбителем». Великий аятолла Рухолла Хомейни, основатель Исламской Республики, издал специальную фетву, запрещающую причинение вреда еврейской общине. Еврейская община в Иране не молчит перед лицом различных форм дискриминации со стороны Исламской Республики. Когда Ахмадинежад заявил, что Холокоста не было, Морис Мотамед, который в то время представлял иранскую еврейскую общину в парламенте Ирана, заявил «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», что «отрицание такой великой исторической трагедии, которая связана с еврейской общиной, может рассматриваться только как оскорбление всех еврейских общин мира».
«Как можно игнорировать все неоспоримые доказательства убийства и изгнания евреев в Европе во время Второй Мировой войны?», – писал Харун Яшаяи, который в то время был главой еврейской общины Тегерана, самому Ахмадинежаду. По словам Колера-Эссеса, после многих лет лоббирования со стороны еврейской общины правительство президента Хасана Рухани в 2018 году признало субботу, еврейский шаббат, еврейским праздником, что позволило им не ходить в школу и не работать без наказания. Еще несколько лет назад к мусульманам и немусульманам относились по-разному в гражданских исках, связанных со смертью человека из-за халатности. Еврейская община консультировалась с аятоллами и брала свидетельства у высокопоставленных священнослужителей, чтобы убедить правительство в том, что согласно законам шариата к мусульманам и немусульманам в этом случае следует относиться одинаково. В конце концов, они преуспели в этом.
Зороастрийцы, евреи и христиане в Иране являются единственными признанными в конституции Исламской Республики религиозными меньшинствами и, согласно конституции, «могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению». «Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права», – говорится в Конституции. У каждого религиозного меньшинства есть один депутат в иранском парламенте. Представители религиозных меньшинств не могут занимать высокие посты в правительстве, сообщает радио Farda.