Иранские документы о ядерной программе, изъятые «Моссадом» в 2018 году, включали украденные материалы МАГАТЭ
Иранские документы о ядерной программе, захваченные «Моссадом» в 2018 году, содержали секретные материалы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), к которым Иран получил доступ и использовал их для создания прикрытия, чтобы скрыть части своей ядерной программы, сообщила 25 мая «The Wall Street Journal», пишет «The Jerusalem Post».
Чиновники ближневосточной разведки сообщили WSJ, что документы МАГАТЭ с пометкой «Конфиденциально», и сопутствующие иранские документы были созданы в период с 2004 по 2006 год, когда МАГАТЭ расследовало ядерную программу страны. Президент Института науки и международной безопасности и бывший инспектор ООН по вооружениям Дэвид Олбрайт заявил WSJ, что получение Ираном документов МАГАТЭ «представляет собой серьезное нарушение внутренней безопасности МАГАТЭ». «С их помощью Иран мог бы разработать ответы, которые признали бы то, что МАГАТЭ уже знает, выдали информацию, которую оно, вероятно, обнаружило бы самостоятельно, и в то же время лучше скрыли бы то, о чем МАГАТЭ еще не знало, и что Иран хотел утаить».
Среди документов были рукописные заметки на фарси и приложения с иранскими комментариями к документам МАГАТЭ. В документах, рассмотренных WSJ, говорится, что иранские чиновники отмечали, что документы получены с помощью неких неуказанных действий разведки. В одной заметке высокопоставленный иранский чиновник потребовал от Мохсена Фахризаде, отца иранской программы создания ядерного оружия, который был убит в 2021 году, создать «сценарий», чтобы объяснить МАГАТЭ, почему были изменены регистрационные записи для гражданской компании, которая как утверждал Иран, работала на шахте по добыче урана. Хотя в иранских документах было указано, что компания прекратила свое существование в декабре 2001 г., один из документов, с которыми ознакомился WSJ, предписывал иранским чиновникам изменить эту дату на май 2003 года. Это изменение позволило Ирану сообщить МАГАТЭ о том, что работа на шахте велась гражданской компанией для иранской Организации по атомной энергии (AEO), которая поддержала заявление Ирана о том, что шахта была гражданской и не имела отношения к каким-либо военным программам.
Чиновники ближневосточной разведки и бывшие сотрудники МАГАТЭ сообщили WSJ, что шахта была построена для производства материалов для потенциальной программы создания ядерного оружия. В мае 2004 года разведывательная служба Ирана также направила высокопоставленным чиновникам внутренний отчет МАГАТЭ, чтобы подготовить их к плановой инспекции завода по производству тяжелой воды к юго-западу от Тегерана, недалеко от города Арака. Тегеран заявил, что завод использовался в медицинских и исследовательских целях. Тяжеловодные реакторы используют тяжелую воду в качестве теплоносителя и производят в качестве отходов плутоний, который можно использовать в ядерном оружии.
Али Шамхани, тогдашний министр обороны, а ныне глава национальной безопасности Ирана, был одним из чиновников, предупрежденных о документах МАГАТЭ и получивших 27 страниц секретных документов. По данным WSJ, Иран также приобрел 114-страничный набор отчетов МАГАТЭ, описывающих работы по обогащению урана, которые, по словам агентства, выполнял Иран. В папку, которую получили Фахризаде и его заместитель, тогдашний глава AEO Ферейдун Аббаси, также были включены отчеты о ядерных материалах, которые Иран получил из Китая.
В другом иранском документе, с которым ознакомился WSJ, показаны меры, предпринятые Ираном, чтобы скрыть контейнер с оборудованием для радиационного контроля от инспекторов МАГАТЭ. Другой документ МАГАТЭ содержал вопросы об иранском проекте «Зеленая соль», направленном на производство тетрафторида, что является промежуточным этапом в процессе производства сырья для обогащения урана. МАГАТЭ было обеспокоено тем, что такой проект может позволить Ирану производить ядерное топливо на секретном объекте.
Ранее в этом году Иран и МАГАТЭ объявили о соглашении, в рамках которого иранские официальные лица предоставят более исчерпывающие ответы на вопросы агентства о доказательствах, которые представил «Моссад» после изъятия иранских документов в 2018 году. Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил 25 мая, что переговоры о получении объяснений по поводу доказательств находятся на «очень сложном этапе». МАГАТЭ до сих пор не получило удовлетворительных ответов на свои вопросы.
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет заявил 25 мая, что статья WJS является «дополнительным доказательством усилий Ирана по продвижению к созданию ядерного оружия». «Разоблачение систематической программы Ирана по обману МАГАТЭ, основанной на документах, украденных Ираном у МАГАТЭ, является тревожным сигналом для всего мира». «Систематическая политика мошенничества, кражи и сокрытия доказательств со стороны Ирана теперь должна стать неопровержимым фактом в глазах международного сообщества», — заметил Беннет. «Помимо обмана, документы свидетельствуют о запрещенной и продолжающейся ядерной деятельности, что выявляет новые вопросы, требующие расследования», — пояснил он. «В свете вышеизложенного Совету управляющих МАГАТЭ пришло время послать Ирану четкий сигнал: хватит!», — добавил Беннет.
Иранские чиновники ранее признавали наличие военной составляющей в ядерной программе. Несмотря на заявления Ирана о том, что его ядерная деятельность осуществляется исключительно в мирных целях, в апреле бывший иранский депутат Али Мотахари в интервью Ассоциации студенческих корреспондентов Ирана (ISCA) заявил, что Иран «с самого начала» стремился создать ядерную бомбу. «С самого начала, когда мы приступили к ядерной деятельности, нашей целью было создание бомбы и укрепление сил сдерживания, но мы не смогли сохранить секретность этого вопроса, и секретные доклады были обнародованы группой лицемеров», – заметил он. Бывший депутат подчеркнул, что страна, которая хочет использовать ядерную энергию в мирных целях, «никогда не начинает с обогащения», а вместо этого сначала строит реактор, а затем переходит к обогащению. «Обогащение напрямую создает иллюзию, что мы хотим сделать бомбу». «Если бы мы, как Пакистан, могли бы тайно производить и испытывать бомбы, это было бы очень сдерживающим фактором», — заявил Мотахари ISCA. «Когда мы что-то начинали, мы должны были довести это до конца».
Однако бывший депутат подчеркнул, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи в настоящее время считает, что производство ядерного оружия запрещено. Интервьюер ISCA также сослался на более ранний комментарий Мотахари о том, что Тегеран все еще может создать ядерную бомбу, несмотря на фетву (исламский религиозный указ) Хаменеи против такого оружия, потому что фетва запрещает только использование бомбы, а не ее создание.
Официальный представитель иранской Организации по атомной энергии 23 мая опроверг заявления Мотахари, заявив, что мирная ядерная программа Исламской Республики Иран никогда не была ориентирована на военные действия, а заявления безответственных людей вызваны невежеством или их специфическим политическим подходом», сообщает «Noor News». «Обвинение нашей страны в секретности ядерной деятельности — это действие, которое враг предпринимал в течение многих лет, чтобы ограничить нашу мирную ядерную программу, и так и не смог доказать это», — заметил чиновник.
В ноябре Ферейдун Аббаси намекнул, что убитый иранский ученый-ядерщик Мохсен Фахризаде работал над программой ядерного оружия, сообщив IRNA, что он работал с Фахризаде над «ядерной защитой». В апреле дипломатический источник заявил, что Иран близок к тому, чтобы иметь достаточно обогащенного урана для производства оружия, при этом, по оценке Иерусалима, Иран близок к тому, чтобы иметь значительное количество урана, обогащенного до 60%. Ранее в этом месяце бывший глава израильской атомной энергетики Гидеон Франк заявил, что Иран вряд ли преодолеет порог создания ядерного оружия в ближайшем будущем, заметив: «Вопрос о том, решит ли Иран пойти на создание ядерного оружия, очень сложный. Мое мнение таково, что они этого не сделают».