Иордания не разрешит открыть израильское посольство в Аммане
Иордания не разрешит вновь открыть израильское посольство в Аммане, пока охранник посольства, застреливший двух иорданских граждан после того, как один из них напал на него, не предстал перед судом. Выступая на национальном телевидении в четверг, министр по делам СМИ Иордании Мухаммад Момани сказал: «Мы привержены соблюдению международного права, и мы ожидаем, что Израиль будет соблюдать международное право и привлечет к ответственности убийцу. Это то, что мы требуем – и послу не будет позволено вернуться, и посольство не откроется, пока это не будет сделано».
Тринадцатый канал израильского телевидения (ранее часть Второго канала) сообщил 1 ноября, что Иордания также отказалась разрешить послу Эйнат Шляйн вернуться в качестве посланника Иерусалима после того, как ее сфотографировали вместе с охранником, которого зовут Зив Мояль, во время встречи с премьер-министром Биньямином Нетаньяху после инцидента, который произошел в июле. Телеканал также сообщил, что ШАБАК завершил расследование этого инцидента и пришел к выводу, что охранник был прав, стреляя в Мухаммеда Джаваде, который ударил его отверткой, узнав, что он израильтянин. Во время инцидента был также убит домовладелец Мояля. Согласно материалу Тринадцатого каналу, не было никаких сомнений в том, что Мояль действовал в порядке самообороны и не было никаких оснований для его преследования.
Произошедший 23 июля инцидент вызвал дипломатический кризис в отношениях между Израилем и Иорданией, когда Иордания ненадолго отказалась разрешить Моялю вернуться в Израиль или признать его дипломатический иммунитет. Это противостояние грозило разрастись в более крупный кризис. Моялю и остальным сотрудникам посольства было позволено вернуться в Израиль через день после дипломатического давления, включавшего телефонный разговор премьер-министра Биньямином Нетаньяху королю Иордании Абдалле II, а также вмешательство США и визит главы Агентство безопасности ШАБАК Надава Аргамана в Амман. Этот инцидент вызвал один из самых явных дипломатических кризисов с того момента, как Израиль и Иордания подписали мирный договор в 1994 году. Нетаньяху подвергся критике за за его действия после этого инцидента, особенно после того, как его офис опубликовал его снимки с охранником, а он сам похвалил охранника до того, как следователи обеих стран определили, что произошло во время инцидента.
Инцидент произошел в период напряженности между Иерусалимом и Амманом из-за решения Израиля установить металлодетекторы на входах на Храмовую гору после теракта 14 июля. Тогда в ходе атаки на Храмовой горе трое израильских арабов застрелили двух израильских полицейских, используя оружие, пронесенное в мечеть Аль-Акса контрабандой. Повышение мер безопасности вызвало протесты мусульман, в том числе Иордании, официального хранителя места, которая рассматривала его как израильскую агрессию. Спустя десять дней после нападения на Храмовой горе Мухаммед Джаваде доставил мебель для спальни в здание, которое иорданский домовладелец сдавал израильскому охраннику. Иорданские чиновники из органов безопасности заявили в то время, что последовал спор, и что молодой человек атаковал охранника с отверткой в руках. Охранник, который был легко ранен, открыл огонь, убив нападавшего и тяжело ранив домовладельца, который стоял рядом. Позже домовладелец скончался от полученных ран. На следующий день, после телефонного разговора между Нетаньяху и королем Абдаллой II, Иордания позволила охраннику вернуться домой под прикрытием дипломатического иммунитета, в то время как Израиль в рамках компромисса удалил металлодетекторы. То, что произошло потом, разозлило иорданцев. Через два дня после стрельбы Нетаньяху похвалил охранника и приветствовал как героя в кабинете премьер-министра. Нетаньяху сказал охраннику, что он действовал «спокойно», и что он «счастлив, что все закончилось так, как он это сделал». Монарх Иордании раскритиковал Нетаньяху за «провокационное» поведение, обвинив его в попытке набрать политические очки в Израиле, где премьер-министра критикуют за то, как он справляется с проблемой металлодетекторов.
Впервые с 1994 года в Иордании не присутствует высокопоставленный израильский дипломат, сказал Одед Эран, бывший израильский посол в королевстве. Эран сказал, что «большая часть ущерба могла быть предотвращена», если бы Нетаньяху воздержался от своего телевизионного приветствия охраннику.